Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Перевоспитание школьников

Накопленный к настоящему времени положительный опыт отдельных учителей по перевоспитанию школьников, является чрезвычайно ценным.

Однако этот опыт психологически не проанализирован и не обобщен. Поэтому опыт того или иного учителя, как бы он ни был ценным, не может использоваться другим учителем. Это делает перевоспитание школьников очень трудным. Часто, прежде чем учитель находит правильные методы воздействия на ученика, ему приходится испробовать большое количество различных приемов, что требует огромной затраты труда, времени и сил и не всегда дает положительный эффект. В результате, несмотря на большой опыт удачного перевоспитания школьников, у нас в школе обучается еще много недисциплинированных и неуспевающих учеников.

Анализ практики педагогического процесса показывает, что в основном успех педагогического воздействия при организации работы по перевоспитанию школьника зависит от того, найдена ли была подлинная причина, вызвавшая тот или иной поступок или, наоборот, препятствующая ребенку поступить соответствующим образом, и учитывалась ли эта причина при организации педагогической работы.

К сожалению, в практике учебно-воспитательной работы необходимость нахождения причины, вызвавшей данное явление, не всегда учитывается.

Мы не хотим этим сказать, что учитель, вообще не учитывает то отрицательное явление, которое вызывает необходимость специально организованного воспитательного мероприятия по отношению к данному ученику. Мы хотели только указать на то, что в практике школы часто имеет место лишь поверхностный анализ недисциплинированности или неуспеваемости учеников. Сталкиваясь с каким-нибудь поступком или проявлением какого-либо качества личности того или иного ученика, учитель нередко реагирует на результат, на внешние проявления поступков, не учитывая и не анализируя ни причин, их вызвавших, ни мыслей, мотивов, переживаний, отношений, скрывающихся за ними.

Необходимость учесть причину и организовать соответствующее воздействие связана в случаях перевоспитания с тем обстоятельством, что одинаковые на первый взгляд поступки детей могут быть вызваны самыми различными причинами, а, следовательно, и могут требовать самых различных методов воздействия.

Проанализируем, например, с этой точки зрения такой воспитательный прием, как удаление ученика из класса за нарушение дисциплины во время урока. Оказываясь действенным в некоторых случаях, этот прием, однако, часто не достигает желаемого результата.

Эффективность его зависит от причины, вызвавшей тот поступок ученика, который повлек за собой данную воспитательную меру. Когда ребенок нарушает дисциплину, выражая своим поведением протест против кажущегося ему неправильным или несправедливым отношения учителя или товарищей, удаление из класса не приводит, как правило, к положительному эффекту. Это воздействие в данном случае не снимает конфликта, а, наоборот, только углубляет его.

Если ученик нарушает дисциплину на уроке потому, что у него отсутствует умение сдержанно вести себя, удаление его с урока также не окажет подлинного воспитательного воздействия. Не уничтожая причины, вызвавшей такое поведение, не указывая ребенку, как преодолеть имеющийся у него недостаток поведения, эта мера не может в корне изменить и само поведение.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.