Проблемы, связанные с наставлениями
Наставление имеет массу негативных эффектов. Говоря человеку, что он должен делать, вы подталкиваете его к выводу, что его действия ошибочны или недостаточно хороши и что он должен измениться. Люди не имеют ничего против того, чтобы меняться, однако им не нравится, когда их пытаются изменить или контролировать другие. Помните: любое изменение в поведении затрагивает не только интеллектуальную, но и эмоциональную сторону человека. Негативные эмоции никогда не приводят к позитивным изменениям.
Поскольку наставления воспринимаются как критика, они нередко вызывают защитную реакцию и незамедлительную тенденцию к проявлению сопротивления или действиям, которые будут представлять противоположность тому, что человеку сказали сделать.
Даже если у родителя прекрасные взаимоотношения с ребенком, даже если ребенок знает, что родитель желает ему только лучшего, даже сделанные из самых лучших побуждений наставления будут передавать едва уловимый негативный посыл, который приведет к зарождению тяжелых ощущений внутри.
Что происходит с мышлением ребенка, когда он слышит наставления? Идея наставлений в том, что мы не верим в решения, принимаемые детьми. Неустанные наставления разрушают чувство уверенности в собственных знаниях. Заметив, что родители не воспринимают их решения, дети начинают принимать решения как можно реже, что приводит к еще большему упадку веры родителей в способности детей, новой волне наставлений и упущению новых возможностей.
Неэффективность наставлений наиболее ярко проиллюстрировали Эд Окали и Дуг Краг в книге «Просвещенное лидерство»:
Служащие компании на протяжении полутора лет показывали прекрасные результаты во время тренингов. Однако по истечении этого периода уровень продаж резко пошел на спад, что вынудило компанию провести расследование. В рамках программы обучения служащих обучали задавать специальные вопросы, которые должны были способствовать выстраиванию взаимосвязей с клиентами. Благодаря этому служащие компании смогли не только узнать финансовую сторону жизни клиентов и их планы на будущее, но и познакомиться с ними как личностями.
Спустя 18 месяцев служащие компании начали предвосхищать ответы клиентов и решили, что могут сэкономить немного времени на вопросах и вместо этого больше говорить сами, давая наставления. Продажи резко пошли на спад; служащие компании уже не были связаны с клиентами в той степени, как раньше. Когда уровень продаж упал почти до нуля, служащие в отчаянии от происходящего стали давать клиентам еще больше наставлений!
Время, которое они пытались сэкономить за счет наставлений, стоило успеха работы компании в целом.
13.06.2018