Противопоставление себя коллективу
В средних и старших классах школы у таких учеников очень часто мы обнаруживали и отрицательные качества личности: эгоизм, нежелание помочь товарищу, полное равнодушие к нуждам школы, противопоставление себя коллективу.
Как же должна быть организована работа с детьми, не успевающими по этой причине? У таких детей необходимо сформировать высокие общественные мотивы учения, обеспечить их развитие, конкретизировать их и добиться того, чтобы учебная деятельность побуждалась этими мотивами.
Методы, при помощи которых учитель может осуществить эту задачу, зависят от того, чем было вызвано у данного ученика недостаточное развитие высоких общественных мотивов.
Встречая таких детей, всегда следует разобраться и посмотреть, что привело к неправильному развитию общественных мотивов учения в данном конкретном случае. Является ли это следствием общих недостатков воспитательной работы данной школы или класса, в результате чего в классе отсутствует коллектив, нет общей коллективной жизни, совместной деятельности, связанной с учением, и прочих условий, обеспечивающих конкретизацию и приближение общественных мотивов к каждому ученику; или же причиной неправильного развития общественных мотивов учения является выключение ученика из общей коллективной жизни класса, как это было у Вити П.
Выяснение этих причин определит и педагогический путь. В первом случае, естественно, работа по воспитанию общественных мотивов учения у данного ученика неразрывно связана с изменением всей воспитательной работы в классе и в школе. Изолированные педагогические воздействия в этих случаях не могут помочь и вызвать какие-либо существенные изменения ни в успеваемости ученика, ни в его отношении к учению. Этим обстоятельством, нам кажется, объясняется наблюдаемый в практике частый неуспех отдельных педагогических приемов, применяемых к таким ученикам.
Во втором случае педагогические мероприятия заключаются в изменении положения данного ученика в классе, т.е. включение его в детский коллектив, создание у него интересов, связанных с жизнью класса и школы. Это может быть осуществлено разными методическими приемами в зависимости от возраста ученика, его индивидуальных особенностей, обстоятельств его жизни и отношений, сложившихся в классе.
13.06.2018