Протокол эксперимента
Экспериментатор: А теперь давай уберем и эти палочки. Ты так прибавляй, без палочек. Считай только вслух, к трем прибавь два.
Вова: Так я не могу, без палочек я не могу.
Экспериментатор: Ты ведь умеешь. Тут как будто три, а еще одну прибавить, будет четыре, а еще одну, будет пять.
Вова: Да, это вам легко, а я еще не умею.
Экспериментатор: Как же не умеешь, ты ведь все время считал.
Вова: Я без палочек не могу.
Экспериментатор: Давай вместе. Если здесь три лежит и еще одну прибавишь, сколько будет? Вова: Три и одна — четыре. Экспериментатор: А четыре и одна? Вова: Четыре и одна — пять.
Экспериментатор: Правильно, теперь сам считай: к шести прибавить два.
Вова не может справиться с задачей.
Экспериментатор: Знаешь, как мы сделаем? Палочек не будем брать, надо уже без палочек учиться, а ты рукой двигай, как будто палочки двигаешь, и считай. Прибавь к шести два.
Вова (вытягивает руку по направлению к тому месту, где обычно лежали две палочки, и, двигая рукой, говорит: Семь стало (двигая рукой второй раз, говорит): Восемь.
Экспериментатор: К четырем прибавь два.
Вова (совершая рукой полное движение) считает: Пять, шесть...
На следующем занятии (протокол № 11) мальчик постепенно начинает сокращать движения.
Экспериментатор: К двум прибавь два.
Вова (не меняя положения руки, которой он опирался о стол, двигает ею соответственно счету вслух): Три, четыре.
Экспериментатор: К пяти прибавь два.
Вова (делает еле заметное движение и считает): Шесть, семь. В конце концов, на этом же занятии мальчик считал, уже не делая движений рукой.
Экспериментатор: Ты не двигай больше рукой, теперь ты уже хорошо умеешь считать. К восьми прибавь два.
Вова (считает вслух, движений рукой не делает): Девять, десять и т.д.
Таким же образом нам удалось и двух других мальчиков перевести в план воображаемых действий без опоры на предметы и внешние действия. После этого дети постепенно и уже без труда переходили к счету в уме.
Если этот переход не совершался самостоятельно, экспериментатор предлагал ребенку сразу давать ответ, считая сначала шепотом, а потом про себя.
Мы должны, однако, отметить, что если ребенок стремился сокращать этап действования в воображаемом плане и начинал вскоре, после нескольких упражнений, считать молча, то он обычно недостаточно хорошо овладевал счетом в уме. Нам приходилось потом все равно возвращать его к этому этапу.
После того, как наши испытуемые усвоили этот интеллектуальный прием счета, мы проверили, как они им владеют. Проверка заключалась в том, что без всякого дополнительного объяснения мы давали детям, наряду с привычными для них задачами, также и новые задачи, которые они могли решить, применив тот же прием. Мы учили наших испытуемых сложению в пределах десяти при помощи приема присчитывания по единице только на примерах прибавления двойки. В новых задачах они должны были прибавлять также три, четыре, пять единиц; кроме того, сумма сложения в некоторых из этих задач превышала десять.
Мы знаем, что обычно и те и другие задачи решаются иными приемами. Однако нам было важно посмотреть, как дети будут применять в новых задачах прием, которому мы их обучили, смогут ли они перенести его в новую ситуацию, т.е. при решении иной задачи, что будет доказательством достаточно полного и осознанного усвоения этого приема.
Обучение наших испытуемых приемам счета, соответствующим более сложным случаям сложения, начиналось уже после этой проверки.
В экспериментальных целях, для того чтобы знать, какой прием использует ребенок при вычислении, и иметь возможность наблюдать весь процесс его работы, мы оставляли у ребенка в этих опытах при решении им задач внешнее действование в воображаемом плане, т.е. мы требовали от ребенка счета вслух, соответственно присчитыванию каждой единицы, даже в тех случаях, когда он хорошо и быстро считал в уме. Результаты проверки показали, что все наши испытуемые вполне усвоили тот прием счета, которому мы их обучали. Все задачи, которые дети решали впервые, были решены ими правильно и без труда.
Приведем протокол эксперимента с тем же испытуемым Вовой Б., материалы занятий с которым мы излагали выше.
13.06.2018