Протокол эксперимента с одним испытуемым
Приводим еще протокол эксперимента с одним испытуемым.
Витя С, ученик I класса; протокол № 1
Витя решает примеры быстро, пользуясь палочками или пальцами.
Экспериментатор: К восьми прибавь шесть.
Витя: Четырнадцать. (Сосчитал довольно быстро, через 4 сек., без помощи пальцев.)
Экспериментатор: К девяти прибавь семь.
Витя: Шестнадцать. (Ответ дает через 5 сек.)
Экспериментатор: От двенадцати отними семь.
Витя: Пять. (Ответ дает через 4 сек., считает без помощи пальцев. Так же он решает и остальные примеры.)
Экспериментатор: Реши такую задачу. У одной девочки было 5 яблок, а у другой — на 2 яблока больше. Сколько яблок было у другой девочки?
Витя: У другой было 7 яблок. (Ответ дает быстро, через 5 сек.)
Экспериментатор: А сколько было вместе?
Витя: Пять яблок и семь яблок. (Довольно быстро дает правильный ответ.)
Экспериментатор: А теперь реши такую задачу. На одном столе лежит 8 кубиков, а на другом — на 2 меньше. Сколько кубиков на обоих столах вместе?
Витя: Шесть кубиков.
Экспериментатор: Где?
Витя: На столе.
Экспериментатор: А вместе?
Витя: Десять кубиков.
Экспериментатор: Нет, как ты считал?
(Витя молчит.)
Экспериментатор: Сколько кубиков на одном столе?
Витя: Забыл.
Экспериментатор: Восемь, а на другом столе?
Витя: Забыл.
Экспериментатор: На втором было шесть, ты ведь сосчитал. Ну, сколько кубиков на обоих столах? На одном 8, а на другом 6?
Витя: Двенадцать. (Считает долго по пальцам.)
Экспериментатор: Нет, неверно.
Витя (быстро): Тринадцать.
Экспериментатор: Нет, неверно! Что ты считаешь?
Витя: К восьми прибавить шесть.
Экспериментатор: Да, ну сколько получится?
Витя (долго считает по пальцам): Тринадцать.
Экспериментатор: Нет, посчитай по палочкам.
Витя отсчитывает восемь палочек, затем еще шесть и пересчитывает их. Дает правильный ответ. Мы не приводим других протоколов, так как они ничем не отличаются от приведенных выше.
Эти факты, как нам кажется, можно объяснить тем, что наши испытуемые в процессе обучения не овладели приемами сложения и вычитания в уме, требующими активной интеллектуальной деятельности, а просто выучили таблицу сложения и вычитания. При решении привычных для них примеров они вспоминают ответы. Как только деятельность, которую им надо было выполнить, становится более сложной, и действовать приходится не в той привычной ситуации, в которой шло заучивание, эти дети оказываются беспомощными.
Особенно интересными с этой точки зрения являются следующие факты. Во-первых, в тех случаях, когда ребенок сразу дает ошибочный ответ, он потом с большим трудом, очень долго и, как правило, только при помощи пальцев или палочек в состоянии произвести нужное арифметическое действие. Во-вторых, некоторые испытуемые ошибаются при складывании или вычитании одних и тех же чисел несколько раз подряд как в одном и том же эксперименте (если эти числа идут не непосредственно друг за другом), так и в разных экспериментах, в течение нескольких дней. Интересно отметить, что эти ошибочные ответы дети дают так же быстро, как и ответы правильные.
Только когда экспериментатор указывает на ошибочность их ответа, они начинают либо гадать, либо считать при помощи пальцев. Эти пересчитывания они совершают значительно дольше.
13.06.2018