Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Протокол занятий

Экспериментатор: От пятнадцати отними девять; считай вслух.

Вова: Я отнял сначала 5, осталось десять, и еще отнять... четыре, осталось 6.

Экспериментатор: От двадцати отними тринадцать.

Вова (через 5 сек.): Семь будет.

Экспериментатор: Как ты считал?

Вова: Так же, от двух десятков один десяток я отнял, осталось у меня тоже один десяток, я три отнял, осталось у меня семь единичек.

Экспериментатор: К восьми прибавь семь.

Вова: Прибавлю два получится десять, а там пять останется, еще прибавлю пять, получится пятнадцать.

Так же, как и Вова, быстро, осознанно и почти без ошибок, считали еще трое из наших испытуемых. (Юра К. до этого этапа не дошел, так как он выбыл из школы по болезни.)

К контрольному эксперименту наши испытуемые подошли, имея хорошие навыки сложения и вычитания, которые они приобрели на экспериментальных занятиях. До контрольного опыта с Вовой и Мишей было проведено 20 занятий, с остальными двумя испытуемыми — 18 занятий.

7

Контрольный эксперимент проводился с каждым испытуемым индивидуально (6-я серия экспериментов). Для того, чтобы получить еще большую уверенность в том, что наши испытуемые стали способны самостоятельно и активно усваивать новый материал, мы просили учителя не только не облегчать им объяснение нового, материала — действия умножения — по сравнению с тем, как он это делает обычно, но даже, напротив, давать его в более сжатой и потому трудной для понимания форме.

Обычно объяснение умножения в I классе учитель сопровождает большим количеством упражнений. Эти упражнения заключаются в том, что учитель, а вслед за ним и дети, прежде всего, складывают соответствующее количество раз самые разнообразные предметы (карандаши, ручки, счетный материал, книги, тетради, косточки на счетах и т.д.), затем учитель производит запись на доске, а дети воспроизводят ее в тетрадях и на доске. К самостоятельной работе ученики переходят только после того, как учитель показал, а они повторили за ним и действия с предметами, и соответственный счет, и запись. Такой способ объяснения не только облегчает детям усвоение приемов умножения, но и дает им возможность воспроизводить все действия учителя вместо самостоятельного и активного пользования приемами счета. Учитывая все это в контрольном эксперименте, учитель (по нашей просьбе), объясняя умножение на два, проводил предварительный показ только в отношении нескольких чисел (2, 3 и 4), а затем без дополнительных объяснений и без всякого показа предлагал ребенку самостоятельно производить умножение дальше. Для того, чтобы исключить возможность действования по трафарету, задания давались не по порядку (2x5; 2x8; 2x10; 2x7; 2x6, и т.д.).

В этом эксперименте все наши испытуемые усвоили приемы умножения так же хорошо, как их усваивает большинство детей в классе. Без специального обучения, только в результате обычного объяснения учителя, дети смогли производить действие умножения, не только с теми числами, на примере которых учитель показывал им действие умножения, но и на новых числах.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.