Протокол занятий
Экспериментатор: К шести прибавь два. Считай вслух.
Вова (через 2 сек.): Семь, восемь.
Экспериментатор: К пяти прибавь два.
Вова (через 1,5 сек.): Шесть, семь.
Экспериментатор: А теперь будем прибавлять не только два, а также три, и четыре, — разные числа. Слушай внимательно, что я буду говорить, и прибавляй столько, сколько я скажу. К четырем прибавь три.
Вова: Пять, шесть... нет... это только два я прибавил, а надо три?
Экспериментатор: Да.
Вова: И еще один, будет семь. Правильно?
Экспериментатор: Правильно. Молодец. Теперь прибавь к пяти четыре.
Вова (считает вслух): Шесть, семь, восемь... (останавливается и затем быстро), девять. Я четыре уже прибавил. Девять будет.
Экспериментатор: К семи прибавь два.
Вова (через 1,5 сек.): Восемь, девять.
Экспериментатор: К восьми прибавь три.
Вова (через 3 сек.): Девять, десять, одиннадцать. Ой! Одиннадцать получилось.
Экспериментатор: К четырем прибавь пять.
Вова: Пять, шесть, семь... (считает сначала): Пять — это я один прибавил, шесть — два, семь — три, восемь — четыре, девять — пять. Девять будет, верно я прибавил?
Остальные испытуемые считали так же.
Параллельно с обучением сложению шло обучение наших испытуемых вычитанию тем же приемом отсчитывания по единице. Так как мы не обнаружили в усвоении приемов вычитания никаких различий по сравнению с усвоением приемов сложения, мы не будем останавливаться на этих материалах.
6
Итак, наши испытуемые усвоили интеллектуальное действие сложения и вычитания в уме, путем присчитывания и отсчитывания по единице, — прием, которым они не в состоянии были овладеть при обычных методах обучения.
Была ли, однако, этим решена наша задача, т.е. являлось ли усвоение детьми этого интеллектуального приема или даже ряда приемов, в условиях экспериментальных занятий, доказательством того, что нам удалось преодолеть у этих детей интеллектуальную пассивность в учебной работе вообще или хотя бы только в отношении к арифметике?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы решили довести обучение наших испытуемых до определенного этапа, а затем проверить, как они будут не только применять уже усвоенные ими на экспериментальных занятиях интеллектуальные приемы, но и овладевать новыми (пятая серия экспериментов).
Таким этапом в обучении мы наметили усвоение нашими испытуемыми действий сложения и вычитания в уме в пределах двадцати. Контролем должно было служить усвоение действия умножения, которое учительница объясняла им так же, как она это делала в классе.
Мы считали, что если результат будет положительным и наши дети сумеют наравне с другими детьми усвоить действие умножения, можно будет заключить, что нам удалось у этих детей преодолеть интеллектуальную пассивность, во всяком случае, в области арифметики.
После того, как наши испытуемые усвоили прием присчитывания и отсчитывания в уме по единице, дальнейшее обучение пошло значительно легче и быстрее.
Мы не будем останавливаться на всех этапах, так как мы использовали здесь тот же принцип обучения, который подробно был описан выше. Скажем только, что прибегать к нему надо было значительно реже и на обучение уходило значительно меньшее количество времени. Многие правила и приемы дети усваивали уже после первого же объяснения так, как усваивают их обычно в классе все дети.
Приведем только несколько выписок из протоколов занятий с Вовой, последних перед контрольным опытом для того, чтобы показать, как он научился считать (протокол №16).
Экспериментатор: К девяти прибавь четыре.
Вова: Получится три. Ой! Нет, тринадцать (через 10 сек.).
Экспериментатор: А как ты считал?
Вова: Так и считал, как всегда.
Экспериментатор: А, может, не тринадцать?
Вова: Нет, тринадцать.
Экспериментатор: А ты докажи.
Вова: Вот у нас девять палочек, а тут четыре (указывает на пустой стол). Прибавим одну, получится десять, а тут еще осталось три, десять и три получится тринадцать.
Экспериментатор: Правильно, теперь так же вслух считай, только без палочек. К девяти шесть прибавить.
Вова: К девяти от шести взял одну единичку и еще пять осталось, получится пятнадцать.
13.06.2018