Протоколы экспериментов с испытуемыми
Приведем несколько протоколов экспериментов с этими испытуемыми, относящихся к первым занятиям с ними.
Миша Я.; протокол № 1
Экспериментатор: До скольких ты уМеешь считать? Миша: До семи. Экспериментатор: Считай.
Миша: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 20, 18, 30.
Экспериментатор: Ты правильно считаешь до 12, почему ты говоришь, что до 7 считаешь? Миша: До 12 я не могу.
Экспериментатор: Нет, умеешь, ты ведь считал. А обратно от 10 ты умеешь считать?
Миша: Умею.
Экспериментатор: Ну посчитай.
Миша: 10, 9, 3, 2, 1.
Экспериментатор: Разве после девяти сразу три?
(Миша молчит.)
Экспериментатор: Посчитай еще раз.
Миша: 10, 5.
Экспериментатор: 10, а потом?
Миша: 10, 9, 5.
Экспериментатор: Нет, 10, 9, потом?
Миша: Шесть.
Экспериментатор: Нет.
Миша: Не знаю, четыре?
Экспериментатор: Если будешь считать по порядку, после семи что будет?
Миша: Десять.
Экспериментатор: Нет,
Миша: Четыре.
Экспериментатор: Нет, а после четырех?
Миша: Два.
Экспериментатор: Нет.
Миша: Десять.
Экспериментатор: Считай от единицы подряд, досчитай до четырех и скажи, что будет потом?
Миша: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Экспериментатор: Я спрашиваю, после четырех что будет, а ты до 7 считаешь?
Миша: Не знаю.
Убедившись, что Миша не в состоянии выполнить в уме даже самого простого задания — указать число, стоящее по порядку рядом с данным числом, — мы решили посмотреть,
как он будет выполнять то же задание, имея перед глазами числовой ряд. Оказалось, что, даже имея разложенные перед глазами в порядке цифры, мальчик не мог выполнить это задание.
Экспериментатор: Посмотри и скажи, что стоит после 7.
Миша: Три.
Экспериментатор: А ты посмотри.
Миша: Не знаю.
Экспериментатор: Покажи пальцем, где семь?
(Миша показывает правильно.)
Экспериментатор: Теперь покажи, какое число рядом.
Миша (показывая пальцем): Восемь.
Экспериментатор: Верно. Теперь покажи три. Правильно. После трех что?
Миша: Четыре.
После того, как с мальчиком было проделано достаточное количество упражнений, он мог сразу находить глазами нужную цифру, называть следующую, стоящую за ней. Однако и после этого, уже умея правильно называть, глядя на цифры, число, находящееся после данного числа, он сразу не мог выполнить это в уме, когда цифры перед ним не лежали. То же мы обнаружили и у другого ученика Юры К.
Убедившись, что Юра правильно называет все числа от единицы до десяти, не глядя на лежащие перед ним цифры, экспериментатор спрашивает: «Какое число будет после пяти, если считать подряд?»
Юра: Два.
Экспериментатор: Считай по порядку до пяти и скажи, какое число будет после пяти?
Юра: 1, 2, 3, 4, 5.
Экспериментатор: Ну? а потом что?
(Юра молчит.)
Экспериментатор: Считай подряд.
Юра: 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10.
Экспериментатор: После пяти... что было?
Юра: Три.
Экспериментатор: Нет.
Юра: Восемь? Десять?
Точно так же, как и предыдущий ученик, Юра не мог выполнить этих заданий, даже имея перед глазами разложенные по порядку цифры.
Такие же знания обнаружили и остальные наши испытуемые.
13.06.2018