Расписание для школьников
Расписание для школьников
Очень многие из школьников этой группы сохраняют это отношение к учению до конца своего пребывания в школе, несмотря на то, что они затрачивают на учение огромное количество труда и времени, необходимого при их способах учебной работы. Есть такие ученики, которые не разрешают себе ни отдыха, ни развлечений, отдавая все время приготовлению уроков.
Например, ученик V класса Толя П. ежедневно, как только приходит из школы, еще до ужина садится за приготовление уроков; сделав перерыв для еды, он снова принимается за работу и проводит за занятиями все время до сна, т. е. до 11—12 часов. В 7 часов утра он встает и занимается все время до ухода в школу.
Мать никогда ничего ему не поручает, чтобы не мешать заниматься. Гулять мальчик не ходит, ничего не читает, помимо заданного в школе. Не имеет никаких развлечений. В течение всего учебного года только два-три раза бывает в кино. По словам матери, во время приготовления уроков ничем не отвлекается. Результаты его работы, однако, несмотря на все его усилия, очень плохие. Он имеет много «двоек» и только по нескольким предметам имеет оценку «три».
Наблюдения за способами приготовления уроков и проверка выученного мальчиком материала показали, что Толя зазубривает абсолютно без понимания весь заданный учебный материал. Такими способами заучивания он пользуется с I класса, вкладывая в свои занятия много труда и усилий.
Такие же ученики имеются и в старших классах школы. Надо отметить, что в резко выраженных случаях интеллектуальной пассивности школьник только благодаря такому упорному и настойчивому труду оказывается в состоянии хоть кое-как справиться с программой.
Однако среди школьников этой группы, особенно в средних классах (так как в этих случаях до старших классов они не в состоянии дойти), можно встретить и совсем иных учеников. В результате резкого отставания в усвоении учебного материала, невозможности из-за этого принимать участие в общей работе класса, резких отрицательных эмоциональных переживаний, появляющихся в связи с их неуспеваемостью, возникновения «смыслового барьера» у многих учеников этой группы появляется нелюбовь к учению, небрежное и неответственное отношение к занятиям, иногда недисциплинированное поведение, но это явления уже вторичного порядка.
Таким образом, у некоторых из учеников данной группы все описанные особенности учебной деятельности проявляются наряду с их небрежным и неответственным отношением к своим учебным обязанностям. У других же, наоборот, можно отметить очень старательное и добросовестное отношение к занятиям.
Итак, в эту группу неуспевающих школьников, названных нами интеллектуально-пассивными детьми, мы отнесли таких детей, которые учатся плохо, потому что не пользуются в своей учебной деятельности активной мыслительной работой, не хотят и не любят думать и стремятся размышление над задачей подменить различными обходными путями ее решения. При обычных методах обучения повысить успеваемость этих школьников не удается.
13.06.2018