Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Самообслуживание детей

Это стремление матери стало и стремлением девочки. Поэтому Нина хотела всегда и во всем быть лучшей и первой. Но это стремление натолкнулось на препятствие. Прежде всего, выявилось, что имеется такая область — самообслуживание, уборка и весь бытовой труд, — в которой Нина не обладала превосходством перед другими детьми, а главное, и не хотела (опять-таки под влиянием матери, считая, что ее дело хорошо учиться, а не убирать) овладевать умениями такого рода. Она явно относилась к труду свысока и пренебрежительно, стремясь по возможности увильнуть от всяких трудовых обязанностей.

Но, не желая работать, Нина хотела, чтобы и в этой области она была первой, чтобы и здесь признавалось ее превосходство. Поэтому девочка претендовала на звание старосты, командира звездочки и т.п. Под влиянием матери Нина стремилась к тому, чтобы иметь поручения, которые бы ставили ее над детьми. Но, получив такую общественную обязанность, Нина, вместо того чтобы вместе с детьми выполнять необходимую работу, начинала только распоряжаться и командовать. К каким последствиям это приводило, показано было выше. Дело еще больше осложнилось, когда у Нины началась экзема (уже в III классе), из-за которой ей нельзя было мочить руки. Это дало повод девочке вообще освободиться от всякой работы, даже такой, при которой руки остаются сухими.

Однако, не принимая участия, абсолютно ни в каком труде, Нина сохранила все свои притязания. Она хотела и стремилась быть лучшей во всех областях и претендовала на превосходство перед другими детьми в любой работе, которую выполняли дети. Поэтому она стремилась без конца учить, указывать и командовать, как только получала такую возможность.

Ее высокая самооценка в III классе распространялась на все области, которые удалось проверить. (К сожалению, экспериментально самооценку удалось выявить только в III классе). На и в I и II классах, по наблюдениям, самооценка также была чрезвычайно высокой.

Выявлялась самооценка, как и у других детей, путем выбора задач различной степени трудности. В постройке из кубиков по образцам, в арифметических задачах, в спортивных упражнениях, в задачах на сообразительность — везде Нина сохраняла высокую самооценку и, надо подчеркнуть, вполне адекватную. Успех в учении и в любой интеллектуальной деятельности поддерживал создавшуюся еще дома общую высокую самооценку, которая под влиянием матери переносилась даже и на области, в которых Нина не достигала успеха.

В этом-то и оказалась причина возникновения аффекта. Ее фактические возможности в области организации какого-нибудь дела и возникающие при этом взаимоотношения с детьми были ниже ее притязаний. Оказалась неудовлетворенной важная для нее потребность, связанная с общей позицией девочки, и, что очень важно в данном случае, связанная со всеми устремлениями больной, одинокой матери, все силы и энергия которой были направлены на то, чтобы дочь достигла той цели, которую мать себе поставила. Есть основания думать, что это и вызвало аффективные переживания. Действительно, материалы, касающиеся этой области, вскрывают и наличие у девочки неадекватных реакций и наличие скрытой неуверенности в себе. Очень характерно также, что неуспех при выполнении Ниной тех или иных общественных поручений воспринимался ею под сильным воздействием матери как несправедливость и придирки со стороны воспитателей. А этого было вполне достаточно, для того чтобы возникли отрицательные аффективные переживания. Связанные с ними конфликтные отношения сохранялись и привели к тому, что мать вынуждена была забрать девочку из школы-интерната сразу после III класса.

Только умелая педагогическая работа по изменению направленности стремлений Нины могла бы снять у нее аффективные переживания. Но постоянное вмешательство

матери в жизнь Нины противодействовало тем педагогическим мероприятиям, которые были предприняты в школе-интернате.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.