Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Серии экспериментов

В первой серии экспериментов мы снимали путем изменения мотива интеллектуальной деятельности отрицательное отношение ребенка к этой деятельности и создавали для него практику интеллектуального поведения. Мы предполагали, что таким путем мы восполним имеющиеся у него пробелы интеллектуального развития.

Эта серия экспериментов заключалась в решении ребенком различных учебных задач в условиях занятий обычного учебного типа и в условиях своеобразной дидактической игры. Наша работа с испытуемым начиналась обычно с проверки того, что именно знает ребенок из проходимого курса. Затем с ним организовывалось, в соответствии со школьной программой, индивидуальное обучение (в игре и занятиях). При этом обучение для каждого ребенка начиналось с того раздела, по которому он при нашей проверке обнаруживал отсутствие знаний.

Так, например, если ребенок умел прибавлять единицу, но не умел прибавлять два, три и т.д., мы соответственно начинали обучать ребенка прибавлению двух, или если другой ребенок умел складывать по пальцам и плохо складывал в уме, мы начинали обучать ребенка приему счета в уме и т.д.

Эксперимент был построен таким образом, что все необходимые объяснения давались испытуемым только перед экспериментальными занятиями. Как бы ни вел себя ребенок во время этих экспериментальных занятий, и сколько бы он ни ошибался перед игрой, которую мы проводили вслед за экспериментальными занятиями, он никогда не получал никаких повторных или дополнительных объяснений.

Установим, прежде всего, чего мы достигали изменением мотива интеллектуальной деятельности. И в прошлом исследовании и в этой работе, изменяя мотив интеллектуальной деятельности учащегося, снимая тем самым отрицательные эмоции, связанные для ребенка с этой деятельностью, и даже создавая вместо них положительные эмоции, мы добивались того, что ребенок начинал проявлять интеллектуальную активность.

Таким образом, создавались условия, которые помогали выявить все те знания, навыки и умения, которые ребенок приобрел уже раньше, но использование, которых представляло для него трудности как вследствие недостаточного владения ими, так и вследствие отрицательных эмоций, связанных с их использованием.

Мы предполагали, что, сняв эти отрицательные и создав положительные эмоции, мы уничтожим препятствия для интеллектуального развития ребенка и создадим благоприятные условия для дальнейшего обучения.

Однако оказалось, — и это был первый факт, с которым мы столкнулись в этой серии экспериментов, — что изменение мотива интеллектуальной деятельности не всегда приводило к повышению мыслительной активности наших испытуемых. В тех случаях, когда тому или иному испытуемому надо было не только выявить уже имеющиеся у него знания, но и усвоить новые интеллектуальные приемы, одного только изменения мотива оказывалось недостаточно.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.