Социальные мотивы учения
Нина учится на «отлично». Девочка очень развитая, способная, с хорошо развитой речью, широким кругом представлений, хорошими навыками и приемами учебной работы. Учиться Нине легко и интересно, она старательна и прилежна.
Из экспериментальной беседы и наблюдений совершенно отчетливо видно, что Нина любит учиться, что у нее хорошо развиты и учебные интересы, и социальные мотивы учения. Она стремится учиться только на «пятерки».
Отношение к учению, как к очень важному и нужному делу, совпадает у Нины с любовью и интересом к нему. При раскладывании карточек оба раза (по значительности деятельности и как любимого занятия) Нина учебную деятельность поместила на первое место.
Изучение показало, что у Нины отсутствует даже малейшее проявление неадекватности или другие особенности поведения, свидетельствующие о наличии у нее аффективных переживаний, связанных с учением.
Самооценка Нины в учении высокая, адекватная. Так, она выбирает все задачи в трудной группе и легко справляется с их решением. Эта высокая, адекватная самооценка совпадает и с поведением ее во время отбора детей на соответствующую олимпиаду. Указав двух детей, она дальше называет себя: «И меня можно, мне кажется, я сумею, даже В. И. говорит, что я задачи очень быстро решаю». Она готова принять участие и в других олимпиадах, связанных с выявлением знаний. Такая же самооценка проявилась и в беседе об учении. Она правильно оценивает свои успехи и возможности и хорошо знает свои недостатки. «Иногда мне отметки за грязь снижают или еще я за поля выезжаю», — говорит Нина.
Эксп. Правильно тебе снижает учительница отметки?
Нина. Конечно, правильно, я виновата: не выполняю правила. А еще я бываю, невнимательна, пишу не подумав, не всегда проверяю.
Вместе с тем она уверена, что сумеет учиться на «отлично», не получая даже изредка «четверок». То же адекватное отношение проявляется и при наблюдении за Ниной во время занятий. Получив «четверку» или иногда даже «тройку», Нина очень огорчается, но сразу же узнает, за что ей снижена отметка, и стремится исправить работу. Встретив трудности при выполнении задания в том случае, когда она сама не может с ними справиться, Нина всегда просит разъяснения и помощи.
13.06.2018