Сомнения экспериментатора
Сомнения экспериментатора не изменили характера его высказываний, он продолжал утверждать, что был хорошим командиром. Вместе с тем на соответствующую олимпиаду Коля отказался пойти, давая явно неадекватную мотивировку: «Не хочу», «Не знаю, почему, не хочу, и все».
Правда, поставленный специальными вопросами экспериментатора в более острую ситуацию, он, в конце концов, дает и более адекватную мотивировку своего отказа пойти на олимпиаду и адекватнее оценивает себя как командира. После ответов прежнего типа: «Не хочу пойти», «Просто не хочется», «Сам не знаю, почему», — Коля, в конце концов, на прямой вопрос экспериментатора: «Может быть, ты боишься, что не справишься?» — дает другой ответ: «Да, боюсь, стыдно тогда будет».
На возражение экспериментатора, что он уже работал и, по его же словам, хорошо справился с этой работой, Коля теперь в противоположность предыдущему утверждению заявил: «Я тогда не справлялся, ребята меня не слушались, не строились».
Очевидно, что и в этом случае (так же как мы имели и в других случаях) ребенок, поставленный в более острую ситуацию, начинает, может быть, впервые осознавать свой неуспех и свою несостоятельность, которую в обычных условиях стремится не допустить в сознание.
При описании других детей мы уже видели, что дети этого возраста, как правило, отказываются от участия в олимпиаде в тех случаях, когда они сомневаются или не рассчитывают на победу.
То же происходит и с Колей. Он охотно вызывался участвовать в тех олимпиадах, в которых рассчитывал победить (спортивные соревнования, олимпиада на постройку из кубиков по образцам), и отказывался участвовать в олимпиаде, в которой не рассчитывал показать свои силы и умения (олимпиада, в которой командир должен организовать работу, распределить ее среди участников, и т.д.).
Таким образом, мы видим, что положение Коли в коллективе объективно плохое и расходится с его потребностью занимать среди товарищей другое положение. Он стремится общаться с теми детьми, которые его не признают, хотел бы занимать другое место в детском коллективе, иметь другие общественные поручения, пользоваться большим авторитетом и любовью.
В его поведении в этой области проявляется неадекватность, выражающаяся в том, что он различно оценивает себя как командира, в разных ситуациях дает неадекватную мотивировку отказа участвовать в олимпиаде, противоречиво оценивает свою деятельность командира, то, не признавая своего успеха, то, признавая его и т.п.
Правда, следует отметить, что эта неадекватность и противоречие выражены у Коли не очень сильно. Может быть, не яркие и не сильно выраженные противоречия и неадекватность, обнаруженные у Коли, связаны с тем, что аффективные переживания у него не сильны, а может быть, и с рядом других причин, но на этом вопросе мы остановимся в последней главе.
Таким образом, есть все основания предполагать, что у мальчика имеются аффективные переживания, связанные с областью его взаимоотношений с товарищами и занимаемого им места в детском коллективе.
13.06.2018