Способы поведения
Выработать пути и способы поведения, необходимые именно для данного школьника, возможно только при учете его индивидуальных особенностей.
Например, для одного школьника достаточно общего указания на необходимость режима дня и помощи в его составлении, другой же школьник ничего не сможет добиться, если с ним не обсудить до мельчайших подробностей способы выполнения режима (кто будет его утром будить, каким образом обеспечить прекращение прогулки в определенный час для того, чтобы вовремя приняться за приготовление уроков, когда выполнять обязанности по дому, каким образом совместить приготовление уроков за одним столом с братом и т.п.). Некоторые школьники нуждаются в точном указании того, как им следует вести себя в различных случаях. Например, когда именно они могут заняться футболом, шахматами, фотографированием, чтением и сколько времени они имеют право на это тратить.
В такой же детализации и выработке индивидуальных способов поведения нуждаются многие ученики и в учебной работе.
Таким образом, общие недифференцированные цели, направленные, как правило, на изменения, которые должны вообще произойти в личности ребенка (например, такие цели, как воспитать в себе чувство ответственности, стать отличником, дисциплинированным школьником, хорошим пионером), дифференцируются, превращаются в конкретные цели, направленные на конкретные поступки (садиться за уроки в определенный час, готовить уроки ежедневно, готовить уроки с товарищем, возвращаться с прогулки в определенный час, не отвечать товарищу, если он к тебе обращается на уроке, не возражать учителю, даже если тебе кажется, что он к тебе несправедлив). Общие цели придают смысл всем этим частным, конкретным поступкам.
Само собой разумеется, что школьник должен быть уверенным, что все разработанные конкретные мероприятия приведут его к достижению общей цели и что выполнение их абсолютно необходимо. Поэтому ни одну из этих мер не следует навязывать школьнику, ни одна из них не должна выполняться им по приказанию.
13.06.2018