Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

У вас первоклассник

Совсем иное в школе. Можно очень стараться, но если работа не доведена до конца,

выполнена плохо, оценка не будет хорошей. И как же иначе — ведь отметка оценивает результат работы.

Первоклассник должен, например, не только списать пример, но списать его правильно, аккуратно, красиво, расположить так, как указывала учительница, правильно сосчитать. А маленький школьник часто не сразу понимает это. Он не желает согласиться с таким положением, не примиряется с ним. Если родители не учитывают этого, последствия могут быть очень неприятными.

Первое и самое главное заключается в том, что часто в этих случаях ребенок начинает рассматривать полученные отметки, как незаслуженные, несправедливые, поставленные ему учительницей, потому что она плохо к нему относится. Ясно, что это обстоятельство, в свою очередь начинает влиять на отношение ребенка к учительнице, а часто и к учению.

... Несмотря на все старания, Сереже не удается красиво писать, и он часто получает за письмо тройки, а иногда и двойки. Он сердится, ворчит, обижается. Но мать, не понимая, что происходит с мальчиком, в ответ на все его жалобы и недовольство отвечала: «Раз получил такую отметку, значит, заслужил, напиши сегодня получше — поставят пять».

Она не показала мальчику, что у него не получается, не помогла ему лучше овладеть письмом, не подчеркивала, что важно не только стараться, чтобы получить хорошо. Он продолжал плохо писать и получать плохие оценки. Обида и недовольство Сережи росли, пока он не отказался вовсе готовить уроки. «Не буду больше писать», плача заявил он, — стараюсь, стараюсь, а все равно Мария Ивановна только три мне ставит. Не любит она меня, никогда пять не поставит. И не хочу я писать».

Теперь уже мать видит, насколько серьезно обстоит дело. Она пытается ему показать, что отметка поставлена правильно, что написал Сережа неважно, указывает, какие именно буквы не удалить, в чем у него ошибки. Но мальчик уже убежден, что учительница к нему плохо относится, «придирается», и что отметка несправедлива. Поэтому слова матери на него не действуют и ей не удается его убедить. Понадобилось долго работать с Сережей — и учительнице, которой мать рассказала, что произошло, и матери, для того, чтобы удалось снять у мальчика появившуюся обиду.

А в другой семье дело обстояло совсем иначе. «Сегодня мне учительница поставила двойку, какая злая. Я писал, писал, не могла мне пять поставить», — говорит Володя. «А ну, покажи, как у тебя написано, что получилось из твоего писания?» — говорит мать, рассматривая тетрадь. «Нет, Володя, не учительница плохая, а ты еще не научился писать. Смотри здесь вывел за линейку, здесь не довел, тут зачеркнул, видишь?» И она подробно рассматривает с мальчиком его работу. Так как двоек у Володи до этого не было, он без предубеждения относится к словам матери. Он охотно соглашается сегодня готовить урок внимательно и старательно. Просматривая, как он приготовил новый урок, мать показывает ему, что получилось еще не очень хорошо, и предупреждает: «Пока не научишься писать красиво и аккуратно, все равно пятерки не получишь».

Такое отношение матери научило Володю обращать внимание на качество работы, он понял, что учительница оценивает, прежде всего, результат его стараний, а не сами старания. Кроме того, мальчик начал сам видеть ошибки и погрешности в своей работе, научился сам анализировать ее, а, следовательно, ему легче оказалось преодолеть собственные недостатки.

Есть еще одна причина, почему малышу порой трудно правильно отнестись к полученной им отметке. «Не понимаю, почему мне сегодня только три поставили, — заявляет Игорь. — Ведь я так хорошо вчера написал». И он недоуменно смотрит на свою грязную работу. «А разве ты это вчера делал? — спрашивает мать. — А когда же? - Позавчера, а то, что ты делал вчера, ты только сегодня отдал учительнице. Вчера ты действительно постарался, не спешил и написал хорошо, а позавчера, помнишь, как ты работал? Ведь я тебе несколько раз говорила — не спеши, не спеши! Но ты не послушался меня, и вот тебе результат».

Но мальчик не может разобраться и, главное, вспомнить, с каким отношением выполнял он работу позавчера, — и это понятно. Он еще мал, а между временем, когда он готовил уроки, и временем, когда он получает оценку, проходит один-два дня. И самое главное — за эти дни было еще несколько работ, каждую из которых он мог выполнять по-разному. И получая отметку, ребенок часто не помнит, как он относился к работе, а следовательно, и отметка вряд ли это отношение может изменить.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.