Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Учебная деятельность мальчика

В учебной деятельности мальчика по сравнению с предыдущими годами произошли значительные сдвиги в лучшую сторону. Эти сдвиги особенно заметны в изменении его отношения к учению. Теперь в противоположность тому, что было в III классе, Коля любит учиться и проявляет интерес к приобретаемым в школе знаниям. Он теперь много и охотно читает научно-популярной литературы, что также свидетельствует о наличии у него познавательных интересов.

Как мы видели, в III классе Коля прекращал работу, как только встречался с первыми же затруднениями. Теперь же Коле нравится преодолевать трудности в учении, он может долго и упорно решать трудную для него задачу, любит выполнять трудные упражнения и т.п.

Работает он теперь очень старательно, значительно лучше, чем в III классе. Появилась заинтересованность в хороших отметках.

Отметки также стали несколько лучше, хотя в четвертных отметках у него по-прежнему «четверки», в текущих встречаются и «пятерки».

Об изменении отношения Коли к учению говорит также и сравнение следующих данных. В III классе Коля предпочитал учению почти все виды деятельности, в IV — учение заняло второе место (выбор по карточкам).

При таком благополучном положении нет оснований предполагать, что у Коли могли возникнуть аффективные переживания, связанные с учением, тем более что и в III классе их обнаружить не удалось. Изучение самооценки и притязаний Коли в IV классе дало те же результаты, что и в III классе, т.е. никакой неадекватности и расхождения между самооценкой и притязаниями обнаружено не было. Точно так же и в поведении Коли в связи с учением мы не обнаружили тех черт, которые дают основание предполагать наличие аффективных переживаний.

Совсем другое положение оказалось в области взаимоотношений Коли с товарищами.

Мы уже указывали, что в IV классе Коля еще больше отделился от товарищей и почти все время проводил один. Больше того, и по наблюдениям и в беседах не удавалось обнаружить у него даже и стремления общаться с детьми. Он все время находит себе какие-нибудь дела, выполнение которых не требует общения с товарищами, — читает, лепит, рисует, причем, занимаясь этими делами, он не обращает внимания на то, что делается вокруг. Его не интересует, чем занимаются дети в классе, о чем спорят, во что играют. Он производит впечатление ребенка, целиком поглощенного своим делом.

Он стал еще равнодушнее (хотя и раньше не проявлял очень большого интереса) и ко всей общественной жизни класса, и к тому, что волнует, занимает и интересует остальных детей. Находясь в детском коллективе, он живет в нем особняком.

Это положение Коли в детском коллективе отразилось и в данных, полученных при выборе товарищей для совместной деятельности. Положение Коли даже нельзя назвать плохим, оно особое, такого нет ни у одного ребенка в классе. Коля сам не выбрал никого (напомним, что в III классе он выбрал шесть человек). При этом надо подчеркнуть, что отсутствие выбора ни в коем случае нельзя объяснить ни тем, что Коля просто не захотел выполнить задание или не смог кого-нибудь предпочесть, а тем, что у него, как это видно из ответа, вообще отсутствует желание иметь товарища. На своем листке вместо фамилии товарищей он написал: «Никого не хочу выбирать».

Его тоже никто не стремился выбрать. Он получил только один выбор, причем выбрал его самый непопулярный ребенок в классе, сам не получивший ни одного выбора. Следовательно, оказалось, что Коля никому не нужен и сам он ни в ком не нуждается.

Исчезло у Коли и стремление получить обязанность старосты, звеньевого или какого-нибудь командира. Теперь он не хочет, чтобы его выбрали хоть куда-нибудь, не хочет вообще выполнять какие-либо общественные поручения.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.