Учитель как воспитатель
Учитель (или тот, кто выступал в данном случае как воспитатель) вместе со школьником выделял все те способы поведения, которые школьнику надлежало изменить. При этом в младших классах учитель вел себя более активно, в старших классах школьники почти самостоятельно решали эту задачу.
Само собой разумеется, что в тех случаях, когда у школьника имеется сразу много неправильных способов поведения, подлежащих исправлению, невозможно сразу ставить перед ним задачу полного изменения. В этих случаях выделяются вначале наиболее существенные стороны поведения и только в отношении их ставятся соответственные задачи, а затем постепенно переходят к остальным.
В этой части педагогического воздействия очень большое значение приобретают все те приемы, которые помогают школьнику осознавать свое поведение, контролировать его, овладевать им.
Мы нашли несколько приемов, использование которых действительно ведет к осознанию школьниками и поставленных перед ними целей, и путей их достижения, и происходящих с ними изменений.
К числу таких приемов относится запись всего того, что школьник намечает сделать, срок выполнения и отметка о выполнении. Техника записи в этих случаях имеет отнюдь не формальное значение. Часто от того, что именно и как записано, зависит и то, что выделяется для осознания и на что направляется активность ученика. Такая запись может либо превратиться в активное воспитательное средство, если она правильно составлена и правильно ведется, либо вообще оказаться бесполезной. Большое значение, поэтому приобретает правильное выделение учителем для записи именно тех частных задач, которые на фоне общего стремления школьника к исправлению кажутся ему значимыми и ведущими к цели, выполнение которых является для школьника возможным и действительно приводящим к намеченной цели.
Возьмем для примера школьника, который привык неорганизованно и недисциплинированно вести себя в столовой, в гардеробе, на переменах. В этом случае запись только о том, что школьник решил вести себя дисциплинированно, или даже запись, что он не будет нарушать порядка в столовой или гардеробе, часто может оказаться совершенно недостаточной, не организующей поведения этого школьника и не помогающей ему. Наоборот, если учитель, точно зная, в чем именно проявляется недисциплинированное поведение данного школьника, поможет ему выделить в записи те конкретные отрезки поведения, выполнение или невыполнение которых приведет к дисциплинированному поведению, запись сразу же становится одним из средств, организующих поведение школьника.
13.06.2018