Влияние аффекта на поведение школьника
Влияние аффекта на поведение школьника не всегда удается легко обнаружить.
Во-первых, одинаковые по сути дела переживания вызывают конкретно чрезвычайно различное поведение в зависимости от возраста школьника, у которого возникает аффект, от особенностей его личности, от взаимоотношений, которые у него к этому моменту сложились с товарищами и учителями, и, наконец, от способов воздействия последних на его поведение.
Во-вторых, учитель, как правило, сталкивается и с другими сложностями. Маленький школьник часто еще не осознает имеющегося у него аффекта, во всяком случае он не умеет его связать со своим поведением и увидеть в нем причину своего поступка. Начиная с подросткового возраста, школьники уже лучше осознают свои переживания и легче могут найти связь между ними и своим поведением. Однако нужны особые отношения со старшим школьником и особая обстановка для того, чтобы он рассказал о своей интимной жизни.
Таким образом, как в младшем, так и в старшем школьном возрасте очень трудно оказывается выявить причину поступка, вызванного аффектом или неприятными эмоциональными переживаниями, без специального изучения школьника и условий его жизни.
Нахождение причины, вызвавшей недисциплинированное поведение, затрудняется еще и тем, что иногда первоначальная причина исчезает. Часто бывает так, что, обусловив ту или иную систему поступков, какая-нибудь причина, вызвавшая вначале недисциплинированное поведение, перестала действовать, у школьника нет больше поводов вести себя недисциплинированно. Однако имевшийся опыт поведения не прошел для ученика бесследно. В тех случаях, когда недисциплинированное поведение существовало у данного школьника достаточно длительный срок, у него уже успевают сформироваться определенные привычные формы и способы поведения, устанавливаются своеобразные взаимоотношения с окружающими людьми, вырабатываются специфические формы отношения к требованиям взрослых, товарищей или всего коллектива. Этот школьник приобретает привычки неорганизованного и недисциплинированного поведения, которые начинают проявляться уже и в тех случаях, когда ничто не вызывает такого поведения. Например, если сначала он толкался в гардеробе, потому что там не было порядка и не было организовано получение школьниками пальто по очереди, то он может легко привыкнуть толкаться вообще везде и всегда стремиться пройти без очереди. Или, если школьник занимается посторонними делами на уроке в тех случаях, когда ему скучно, он легко может привыкнуть вообще не принимать участия в общей работе класса.
Таким образом, можно встретить случаи, когда первоначальная причина, вызвавшая недисциплинированное поведение, могла уже исчезнуть, а недисциплинированность данного школьника осталась. В этих случаях часто трудно бывает понять, что же заставляет того или иного школьника вести себя недисциплинированно.
Наконец, необходимо учитывать также и то, что вся картина недисциплинированного поведения школьника усложняется тем обстоятельством, что недисциплинированности школьника очень часто сопутствует и неуспеваемость. Это имеет место даже и в тех случаях, когда неуспеваемость сама по себе не является причиной недисциплинированности. Однако нарушение взаимоотношений с учителями или коллективом товарищей, появление «смыслового барьера», не говоря уже о таких моментах, как отвлечение внимания, прогулы и прочее, не может не отразиться на успеваемости: недисциплинированные школьники учатся гораздо ниже своих возможностей.
13.06.2018