Вопросы для уровней А и В
Основная цель вопросов - просто понять, осознает ли ребенок, что его поведение находится на неприемлемом уровне. Если выясняется, что ребенок чего-то не понимает, родитель обучает его или помогает ему осознать, что его поведение недопустимо. Поведение может быть на уровне А, где ребенок придерживается собственных стандартов, а не следует стандартам поведения взрослого. Или на уровне В, характеризующем отсутствием уважения к окружающим и стремление. Не препирайтесь по мелочах в попытках определить, было ли неприемлемое поведение на уровне или - Это не имеет значения: оба уровня недопустимы, и все внимание должно быть сосредоточено именно на этом, а не на том, под какую категорию что подогнать.
Постановка вопросов занимает мало времени. Вы просто спрашиваете, дабы определить, понимает ли ребенок, что выбранный им уровень А или В недопустим. Вот два примерных диалога между родителем (Р) и трудным ребенком (ТР): родитель спрашивает - ребенок размышляет.
Р: На каком уровне находится твое поведение?
ТР: Он тоже так делал.
Р: Я спросил тебя не об этом. Давай попробуем снова. На каком уровне было твое поведение?
ТР: Не знаю.
Р: К какому уровню относится поведение, когда один человек обижает другого?
ТР: Не знаю.
Р: Эта буква идет сразу за буквой А в алфавите. Какая буква идет сразу за буквой А?
Р: На каком уровне находится твое поведение?
ТР: Не знаю.
Р: Скажи мне, что делают другие дети?
ТР: Они играют все вместе.
Р: Ты делаешь все возможное, чтобы играть вместе с ними? (Закрытый вопрос, предполагающий либо ответ Да», либо «нет», но одновременно с этим заставляющий задуматься.)
ТР: Нет.
Р: На каком уровне человек устанавливает свои собственные правила поведения?
ТР: На уровне В.
Р: Что сделать, чтобы это исправить?
13.06.2018