Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Выписки из протоколов

Вот несколько выписок из протоколов.

Экспериментатор: Скажи, что больше — два или три?

Вова: Три.

Экспериментатор: На сколько?

Вова: Не знаю.

Экспериментатор: А какое число больше, чем пять, на единицу?

Вова: Восемь.

Экспериментатор: Неверно. Посчитай подряд.

Вова: 1, 2, 3, 4, 5...

Экспериментатор (прерывает): А потом?

Вова: Шесть.

Экспериментатор: Ну, какое число больше, чем пять, на единицу?

Вова: Семь?

Экспериментатор: Нет, ты же считал — пять, шесть. (Вова молчит.)

Экспериментатор: Ну... после пяти — шесть.

Вова: Не знаю.

Тогда экспериментатор предлагает мальчику разложить цифры по порядку и положить под какой-нибудь из них, например, под цифрой три, соответственное число палочек. Затем ребенок убеждается, что для того, чтобы под соседней цифрой лежало соответствующее ей число палочек, нужно положить на одну палочку больше. После нескольких таких упражнений ребенок убеждается, что для рядом стоящих цифр требуется на одну палочку больше или меньше и что разница между двумя рядом стоящими цифрами всегда равна единице. Для того, чтобы он усвоил это и не нуждался каждый раз в пересчитывании, мы использовали наш прием, т.е. раньше, чем заставить ребенка совершать собственно интеллектуальное действие, мы давали ему возможность совершать сначала внешнее действие, а затем совершать его в воображаемом плане.

Оставив на столе цифры, расположенные по порядку от единицы до десяти, экспериментатор спрашивал ребенка, указывая, например, на цифру семь: «Ты знаешь, сколько здесь должно лежать палочек?»

Вова, (отвечает сразу): Семь.

Экспериментатор (указывая на цифру восемь). А здесь?

Вова (отвечает так же быстро, не задумываясь): Восемь.

Экспериментатор (кладет палочки под цифру восемь и говорит): Я положила сюда семь палочек. Сколько надо еще добавить, чтобы было правильно?

Вова (не пересчитывая палочек): Еще надо добавить одну палочку, тогда станет восемь; тут должно восемь палочек лежать.

Экспериментатор (кладет палочки под цифру четыре): А сюда я положила три палочки; сколько надо добавить, чтобы было правильно?

Вова (быстро, не считая): Еще одну палочку надо положить.

Экспериментатор (кладет палочки под цифру семь и говорит): Здесь лежит семь палочек, а чтобы сюда положить (указывая на цифру шесть), что нужно сделать?

Вова: Сюда нужно шесть палочек, одну надо забрать. Я теперь знаю, здесь шесть палочек лежит (хотя под цифрой шесть вообще палочки не лежат).

Это же задание (с Вовой и другими испытуемыми) мы проводили еще и таким образом: экспериментатор сначала клал под какой-нибудь цифрой соответствующее число палочек, а затем, не давая ребенку возможности сосчитать, клал палочки под соседней цифрой и спрашивал, насколько больше или меньше он положил.

Например:

Экспериментатор: Сколько я сюда палочек положила?

Вова: Четыре.

Экспериментатор: А сюда сколько я еще прибавила? (Кладет палочки под цифру пять, но прикрывает их рукой, чтобы ребенок не мог их считать.)

Вова: Вы еще одну добавили, тут пять лежит.

Экспериментатор: А сюда я сколько палочек положила? (Кладет палочки под цифру три.)

Вова: Вы три положили. Вы одну отняли.

И так далее.

Как это видно из приведенного протокола, в этих упражнениях Вова давал правильные ответы, совсем не пересчитывая палочек. Следовательно, хотя он и видел палочки, но действовал уже в воображаемом плане. Однако попытка экспериментатора сразу после занятий, в которых Вова пересчитывал палочки, перейти к занятиям совсем без палочек не увенчалась успехом.

Не только с Вовой, но и с другими испытуемыми, не только в данном задании, но и во всех заданиях, мы не могли добиться успеха, если опускали соответствующий этап — выполнение заданий в воображаемом плане, но при наличии соответствующих предметов. Переход в воображаемый план совершается постепенно, и здесь мы имеем такой промежуточный этап этого перехода.

После ряда упражнений палочки убирались совсем и ребенок выполнял то же задание уже собственно в воображаемом плане, считая вслух. При этом он действовал так, как будто палочки находились здесь же.

Вот выписки из этих протоколов.

Экспериментатор: Сколько сюда палочек нужно? (Указывает на цифру восемь. Палочек в этом эксперименте совсем нет.)

Вова: Восемь.

Экспериментатор: А сюда сколько добавить?

Вова: Сюда девять палочек кладем, еще одну добавить.

Экспериментатор: Сюда восемь палочек, а сюда? (Указывает на цифру семь.)

Вова: Сюда одну отнять, семь кладем.

И так далее.

Если ребенок во время любого задания ошибался, экспериментатор тут же предлагал ему путем пересчитывания палочек убедиться в том, каким должен быть правильный ответ. Это относилось даже и к тем заданиям, которые вообще уже выполнялись без палочек. Надо, однако, отметить, что если обучение велось последовательно по этапам, как мы здесь описываем, дети вообще делали мало ошибок.

К шестому занятию Вова овладел всеми теми знаниями о числовом ряде, на которые мы указывали выше как на необходимые для овладения сложением и вычитанием в уме.

На этом было закончено обучение Вовы знаниям о числовом ряде. Такое же обучение было проведено и с остальными четырьмя испытуемыми.

Для двух детей понадобилось не шесть, а четыре занятия, для одного семь, а с одним испытуемым, Юрой К., потребовалось десять занятий. Но ход обучения для всех испытуемых всегда был один и тот же. Если же мы нарушали описанную последовательность этапов обучения, усвоения не происходило.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.