Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Характеристику интеллектуально пассивных детей

Характеристику интеллектуально пассивных детей можно свести в основном к двум особенностям, которые, в свою очередь, обусловливают все остальные особенности. Это, во-первых, отсутствие у интеллектуально пассивного ребенка познавательного отношения к действительности, и, во-вторых, наличие более или менее выраженного отрицательного отношения к интеллектуальной деятельности. Отсутствие познавательного отношения к тем явлениям действительности, которые не имеют для ребенка непосредственного практического значения , приводит к тому, что у таких детей создается привычка не включать в свою деятельность или включать минимально мыслительную работу, т.е. они привыкают обходиться без активной мыслительной работы, а иногда даже избегают ее. Эти дети мало думают и размышляют там, где их сверстники проявляют активную умственную деятельность. У таких детей отсутствует, если можно так сказать, практика интеллектуального поведения при решении собственно теоретических задач, во всяком случае она значительно меньше, чем у остальных детей того же возраста.

Отсутствие познавательного отношения и стремление избежать активной интеллектуальной работы приводит, таким образом, к тому, что интеллектуально пассивные дети не приобретают или приобретают значительно меньше, чем их сверстники, интеллектуальных навыков и умений и накапливают меньше знаний.

Отрицательное же отношение к интеллектуальной деятельности (вторая особенность интеллектуально пассивных детей), по-видимому, возникает в тех случаях, когда ребенку предъявляются требования к такой интеллектуальной деятельности, которую он выполнить не может. Так как для большинства детей систематические требования к интеллектуальной деятельности, не включенной в игровую или практическую ситуацию, появляются впервые с поступлением в школу, то и отрицательное отношение к такой интеллектуальной деятельности часто появляется у этих детей именно в связи со школьным обучением и по отношению к нему.

Исходя из этих рассуждений, мы предполагали, что преодолеть интеллектуальную пассивность у ребенка мы сможем, если, сняв предварительно отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности, создадим недостающую ему практику интеллектуального поведения при решении собственно теоретических задач, воспитаем и приучим его пользоваться интеллектуальными приемами при их решении.

Эксперименты, направленные на решение этой задачи, составили первый этап настоящего исследования.

Все исследование состояло из нескольких этапов, каждый из которых строился на основе учета результатов предыдущего. Конкретные задачи каждого этапа и методику экспериментов мы будем давать по ходу изложения исследования. Опыт проводился с учениками первых классов московских школ. Всего было охвачено 25 детей. Для однозначности и сравнимости результатов это исследование так же, как и предыдущее, проводилось, главным образом, на материале арифметики.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.