Ищите Женщину!
Бертольд Брехт дал универсальную формулу выделки массового вкуса: «Дурной» вкус масс коренится в действительности гораздо глубже, чем «хороший» вкус интеллектуалов». Результаты зрительских опросов фиксируют и оценивают не столько качество кинематографа, сколько качество жизни.
Сказать, что в 70-е годы оно становилось хуже, значит, на мой взгляд, предельно упростить проблему. Качество жизни менялось в корне. Все стали больше потреблять и хотеть больше потреблять. А потребительские критерии большинства продолжали оставаться очень низкими. Основным показателем, как и в промышленности, был вал, а не номенклатура. Количество, а не качество.
А вот что касается морального критерия -он тоже входит в понятие «качество жизни»,-то в этой сфере происходил безоговорочный упадок. Вечные ценности поблекли вслед за высокими словами. То и другое выглядело бессовестной фальшью на фоне социальной практики миллионов. Начавшаяся общественная депрессия требовала хотя бы легких транквилизаторов -тут годился жанр рождественской сказки, мелодрамы, социальной утопии, одним словом, жанры, мифологизирующие действительность. И они, как мы знаем, явились.
Правду в то время не пускали дальше прихожей и кухни. Но и на пятачке быта правда нашла себе работу. Родилось целое тематическое направление, в центре которого встала современная деловая женщина -эмансипированная, независимая, равноправная и при всем при этом почему-то не очень счастливая.
Детективы и супербоевики, фильмы ужасов и фильмы катастроф потеряли свою абсолютную власть над зрительскими сердцами -скромные истории из жизни обыкновенных, ничем не примечательных и вовсе не инфернальных женщин обладают, как выяснилось, огромной притягательной силой. Критики пишут о взрыве феминизма, об экспансии быта...
13.06.2018