Отставим В Сторону Оценочную Шкалу
Сегодня проблема автора в кино повернулась иной гранью: образ автора все чаще становится важнейшим художественным компонентом произведения, проникающим -наподобие рентгеновских лучей -во все другие его составляющие. Попробуйте вычесть его из фильма -уйдет главное, уйдет то, что связывает события и персонажей единством нравственного отношения к жизни. «Пять вечеров», «Гнездо на ветру», «Осенний марафон», «Факт», «Звездопад»,
«Рождество в Вигала», «Дикая охота короля Стиха», «Пловец», «Грузинская хроника XIX века», «Брат», «Люди на болоте», «Вокзал для двоих»...
Отставим в сторону оценочную шкалу -обратим внимание на сходство структур этих фильмов. Оно в том, что главным лицом, самой авторитетной инстанцией является здесь автор -но не как конкретное лицо, режиссер имярек, а как художественный образ. Этот образ-невидимка не имеет визуального облика, зато веско контролирует духовное пространство фильма.
В фильме «Рождество в Вигала» мне интереснее всего тот бессловесный диалог поверх экрана, который ведет автор со своим героем через барьер разделившего их времени (действие происходит в 1905 г).
Социалист, крестьянский вождь, Герхард Лайпманн после разгрома стихийного крестьянского восстания не отступился от своих идей и добровольно принял смерть вместо унизительных розог. Автор-рассказчик гордится своим легендарным героем, оплакивает его как человека чистого и бескорыстного, подлинного рыцаря идеи. Но -из нынешнего времени -видит обреченность его идеализма, его романтических социальных концепций.
В «Пловце», построенном на закадровом рассказе от имени одного из персонажей, нельзя не уловить то озорную, то горькую, то вовсе грустную интонацию спрятавшегося за ним автора. У него есть в фильме свое пространство, достаточное для того, чтобы ввести в эксцентрическую комедию дозу трезвого историзма.
Беру эти два примера потому, что в них отчетливо выявлен определенный тип отношений автора и героя -диалогический. Плюс к этому автор здесь -носитель исторического взгляда на действительность. Важная особенность, благодаря которой и комедия обретает не свойственные жанру черты эпического рассказа.
13.06.2018