Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Поколение Xx Съезда

Лидер шестидесятников Марлен Хуциев после гражданской казни, которой был подвергнут в «Советской культуре» за «Июльский дождь» (1967), сделал -уже на ТВ -замечательную картину о первых днях Победы «Был месяц май» (1970) и попробовал себя в документальном кино -поставил фильм о Парижской коммуне «Алый парус Парижа» (1971). Материал минувшей войны потянул многих. Он оставался едва ли не единственным пространством нашей истории, где можно было быть честным -разумеется, в известных рамках. В середине 70-х мы получили по крайней мере три картины на военном материале, которые вошли в историю советского кино: «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Подранки» Николая Губенко, «Венок сонетов» Валерия Рубинчика. И, конечно же, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа. О его первой картине «Операция „С Новым годом!"»-тоже о войне, прочно залегшей на полку, глухо знали, но в печати не было ни единого упоминания.

Поколение XX съезда осознавало свою духовную задачу как конкретную программу деятельности. То была задача восстановления ленинских норм жизни -если пользоваться формулировкой партийных документов той поры. Поколение, пришедшее в искусство под знаменами XX съезда с программой демократизации, гласности, разрушения сталинской мифологии, в короткий срок сделало очень много для отечественной культуры. И начало оно с реабилитации личности, ее суверенного права на собственную индивидуальность, на внутренний мир, который не брала в расчет коллективистская этика. Рефлексия, жизненно необходимая тогда нашему обществу, скинувшему с себя казарменную робу, только начиналась в искусстве, а механизмы торможения уже работали. Начинался спад, поначалу не очень заметный, как водится. Но поколение, пришедшее в кино след в след за поколением XX съезда, исповедующее те же идеалы, уже не смогло продолжить духовную работу своих старших братьев открыто, гласно. Марк Осепян чудом успел проскочить с «Виктором Чернышевым», а «Иванов катер», фильм 1972 года, уже не прошел. Как не прошел годом раньше режиссерский дебют Алексея Германца «Операция „С Новым годом!"». Он выйдет через шестнадцать лет под названием «Проверка на дорогах», после «Двадцати дней без войны» и «Моего друга Ивана Лапшина», и большинство зрителей воспримет первую работу режиссера как последнюю. Можно прикинуть в уме, как пошел бы кино процесс, если бы «Проверка...» вышла на экраны тогда, когда была снята... Из сегодняшнего дня отчетливо видно: к началу 70-х годов созрело поколение, способное идти дальше и глубже своих духовных учителей по пути самопознания и постижения исторических судеб страны.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.