Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

В Конце Концов, Это Личное Дело Каждого

Впрочем, не такой уж и новый. Та скрытая полемика-, в которой участвовала своим фильмом Шепитько (времена-то были безгласные), в наши дни вышла на печатные полосы и, конечно, на экран. Идеи доморощенного гедонизма, тихо расцветавшие в пору безвременья, дали свои горькие плоды. Сегодня мы пожинаем обильную жатву.

«Наслаждены», спасаясь от стрессов и перегрузок, не принимают искусства, которое предъявляет человеку духовный счет. Они предпочитают самое низкопробное развлечение, только бы «без проблем». У «Восхождения» есть и более серьезные противники. Это люди, убежденные в том, что никто не вправе требовать от человека оставаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах.

В конце концов, это личное дело каждого, рассуждают они. И потом разве Рыбак предал Сотникова? Он просто не разделил с ним смерти. Ну, а что ему пришлось выбить табуретку из-под ног товарища, так он же этого не хотел. Он плакал при этом, прощения просил. Подобная позиция на философском языке называется нравственным релятивизмом. А в переводе на язык общения это означает необязательность нравственного закона для личности и свободу от суда совести. Да на этом, на этих мучительных размышлениях весь Достоевский построен, вся русская культура! Вот в какие пределы проецируется «Восхождение».

Когда фильм появился на экранах, мне казалось, что Сотников как полнокровный художественный образ проигрывает рядом с Рыбаком. Из-за того, что Рыбак до последнего кадра жизнеподобен, а Сотников с определенного момента -воплощенный дух, а не земной человек из плоти и крови. По этой же причине некоторые критики увидели в фильме прежде всего прекрасно разработанную психологию, пластическую анатомию предательства. И я смутно чувствовала здесь то ли противоречие, то ли перебор. И только теперь, кажется, поняла, в чем дело.

Героизм -это структура духа. Сиюминутные, бытовые мотивировки здесь были бы нелепы. Тут важнее метафизика, чем диалектика. Тут аура нужна. В конечном счете, все зависело от того, поверишь ты актеру или нет.

Шепитько сделала художественное открытие, поставив Рыбака в бытовой ряд, а Сотникова -в бытийный.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.