Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Выходит, Двухсерийный Фильм Затевался

Но вот, наконец, и третья версия, по идее, она и должна вывести нас к истине, к историческому знанию. Было Владимиру виденье -явилась сама княгиня н поведала, надо думать, как все было на самом деле: мужа любила, была из простых, ну а что до мести древлянам, так вот это-то и есть чистая выдумка! Неужели так наивен внук, чтобы верить в бабушкины сказки: будто Ольга из мести Искоростень, столицу древлян, спалила, взяв вначале дань голубями с каждого двора, а потом отпустив птиц с прикрепленной к лапке горящей паклей. Птица никогда не понесет огонь в свое гнездо! И далее княгиня, явившаяся в предсмертном бреду своему престарелому внуку, вещает, как по писаному, что все ее деяния -на благо и процветание русского государства. Владимир умирает облегченный: великой женщиной и великой правительницей была его бабка.

Выходит, двухсерийный фильм затевался, чтобы уведомить зрителя, что древлян Ольга не жгла? И это вся истина, добытая автором? Ставил ли Юрий Ильенко цель исторического познания? Или его вдохновляла зрелищно эффектная игра, а нравственный смысл ее не очень занимал? Легенде, известной каждому школьнику, он противопоставил... ту же самую, но с примечанием, что горящая птица не летит в свое гнездо.

Тут я слышу голос коллеги, справедливо напоминающий, что художника надо судить по законам, им самим над собою признанным. Однако такому оппоненту есть что ответить. Ю. Ильенко критикуется не за то, что взялся рассказывать сказки на темы отечественной истории: как говорится, вольному воля. Но зрелый художник, коль скоро он прикоснулся к историческому материалу, обязан этически определиться в отношении к нему, к факту его экранной интерпретации сегодня, сейчас. В фильме Юрия Ильенко я не вижу закона -вижу беззаконие: историческое, мировоззренческое, эстетическое. При видимых претензиях на оригинальность концепции, при ссылках на «Повесть временных лет» -древнерусский литературный памятник, взятый за сценарную основу.

Разумеется, бывают случаи, когда выбранный авторами исторический материал в результате оказывается чуждой им стихией. Но фильм -не рукопись, которую можно отложить до лучших времен. Производство диктует свои законы, и тут честнее претворить оказавшуюся творчески чуждой задачу в близкие, выстраданные художником образы, пусть и лишенные исторической глубины и исторической проработки.


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.