Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Дети и воображение

Мы часто говорим: Это не получится (или Это невозможно). Какое сообщение мы посылаем детям? Правильно. Взрослые вечно все запрещают и вообще лишены всякого воображения. Выходит, мы просто пытаемся урезонить, ограничить ребенка, причем заранее зная, что это все равно не сработает. Так почему не предоставить ребятишкам эту возможность - самостоятельно, посредством опыта выяснить, будет это работать или нет? Конечно, мы должны кое-что запрещать (например, когда речь идет о таких вещах, как кипяток, огонь или выскакивание на проезжую часть улицы). Но большинство ситуаций не являются настолько опасными, чтобы мешать детям попытаться разобраться в них самим. Это все равно что делать домашнее задание в школе - вы сразу же подскажете ребятишкам верный ответ, следовательно, они так ничему и не научатся. Поэтому не стоит говорить: Это не получится. Скажите так: Давай попробуем и посмотрим, что получится. И в ответ дети либо удивят вас своими открытиями, либо просто узнают, что это не работает. Но в любом случае они будут смотреть на вас уже по-другому - видеть в вас союзника, а не охранника. Это не значит, что вы никогда не должны говорить нет. Просто загляните в себя, чтобы понять, говорите вы нет для того, чтобы малыш вам не докучал, или это действительно нужно.

Не следует, конечно, буквально выполнять требования ребенка, когда он говорит вам, чтобы вы ушли и больше никогда не возвращались. Можете выйти в соседнюю комнату.

Несколько лет назад мы с дочерью вместе с другими семьями выезжали на лоно природы. Четверо из нас - два папы и две шестилетние дочки - стояли на берегу пруда. И вдруг кто-то сообразил, что набережная, на которой мы стояли, - не что иное, как плот, привязанный к берегу. Одна из девочек предложила: Давайте поплывем на нем. Я тут же машинально сделал попытку остудить ее энтузиазм: Его будет слишком трудно отвязать. Мне кажется, что это не очень хорошая идея. Но другой отец, проигнорировав мои слова, сказал: А что, давай посмотрим, может быть, и удастся его отвязать. С этой задачей они как-то очень быстро справились. Мне пришлось подавить в себе растущее чувство паники и с веселым криком соскочить с плота, предоставив мою дочь и остальных пассажиров их собственной участи.

Пока в моем сознании проносились жуткие картины того, как этот утлый плотик тонет посреди пруда, вода в котором казалась мне в тот момент чудовищно холодной, Другой папа очень спокойно сказал: А как же мы, собственно, будем им управлять? Девочки тут же взялись за дело. Они приказали мне держать веревку так, чтобы плот не отплывал далеко от берега. А другому папе велели оставаться на борту и следить, чтобы плот не Уплыл, пока они сбегают и найдут какие-нибудь большие палки, с помощью которых можно будет управлять плотом. Все именно так и вышло! Мы прекрасно провели время на этом плоту. А затем и все остальные, увидев, какую радость это доставило нашим девочкам, тоже захотели попробовать себя в роли мореплавателей.

Я тоже был рад за малышек, но внутренне клокотал от злости. И вовсе не потому, что оказался не прав, когда хотел помешать этому предприятию (я ведь потом вовсю потрудился, чтобы оно удалось), а потому, что поторопился сказать нет. Я слишком переоценил опасность, недооценил их способности и дал возможность страху управлять своими поступками. Причем я не просто высказался против. Как и положено родителю, я пытался навязать детям свою волю, предлагая лучшее решение с позиции умудренного опытом взрослого человека. Мне хотелось при этом уверить себя, что речь прежде всего идет о безопасности, но в действительности дело было вовсе не в этом. Просто у меня не было желания рисковать - оказаться в холодной воде, - в то время как девочки были готовы с радостью пойти на это, ведь это такое замечательное приключение!

Обучение


16.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.