Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Два аспекта воспитания посредством игры

Два аспекта воспитания посредством игры - необходимость настроиться на волну детей и их буйная активность - делают особенно сложным весь процесс, когда речь идет об игре более чем с одним ребенком. Прежде всего назревает такой момент, что вам уже нужно не просто настроиться на волну каждого участника игры, но и на те взаимоотношения, которые устанавливаются между детьми и в группе в целом. Конечно, мы не сможем заметить все, но стоит проявить бдительность, по крайней мере, относительно некоторых ключевых моментов: ли кого-нибудь, кого хотят исключить из игры или про.тив кого объединяются все остальные? Не использует кто-нибудь из детей эмоциональный шантаж (канючит суетится, если дело идет не так, как ему хотелось бы)? Не прибегают ли некоторые дети к обману? Или берут на себя роль полицейских, заставляя других следовать правилам? Понимают ли старшие по возрасту или более сильные дети, что им следует сдерживаться, чтобы играть на равных с малышами или более слабыми товарищами по игре? Есть ли у последних какие-то навыки, которые помогли бы им держаться на одном уровне со старшими детьми?

Самой трудной составляющей воспитания посредством игры, когда участников больше одного, является умение настроиться на волну каждого из детей, потому что у каждого ребенка своя длина волны. Это особенно необходимо во время бурных игр, борьбы и в тех случаях, когда игра носит соревновательный характер. Как-то я играл в соседнем доме с группой мальчиков. Там были два брата, трех и семи лет, и еще один 12-летний ребенок из соседнего квартала. Семилетний хотел бороться и при этом дрался во всю силу, поэтому мне приходилось постоянно быть начеку, как бы это сражение не привело к какой-нибудь травме (кстати, мне доставалось тоже). Самый маленький, считая, что его задача - защищать своего старшего брата, постоянно кричал: Не бей его! Ему больно! И кидался тузить меня изо всех силенок. Тем временем самый старший постоянно подстрекал семилетнего, чтобы тот сильнее колотил меня, и при этом вопрошал: Когда же подвернется случай, чтобы он мог основательно схватиться со мной? Так что при- холилось буквально разрываться на части! Я должен был одновременно уверять малыша, что его брату не больно, изо всех сил бороться с этим братом, следя, чтобы он действительно как-нибудь себе не повредил, и в то же время как-то остужать воинственные порывы старшего.

Подобные моменты случаются и в состязательных играх, когда один участник намерен жать на газ до отказа, а другой хочет, чтобы с ним играли в поддавки, и обязательно победить. Или же ребенок, который не может хорошо играть, во что бы то ни стало хочет оставаться в игре. В такие моменты дети нуждаются в нас, взрослых, чтобы мы помогли им более активно включиться в игру, причем так, чтобы каждый из них мог удовлетворить, по крайней мере, какую-то одну из своих потребностей. Возможно, нам нужно вести игру на таком уровне, чтобы самые младшие из ее участников не были разочарованы и обижены. В этом случае мы можем присоединиться к команде, в которую входят младшие дети, или предложить другие правила игры. А может, нам нужно попробовать уговорить малышей заняться какой-то другой игрой, чтобы старшие могли играть во всю силу.

Обучение


17.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.