Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Умение затронуть важные темы

Ни для кого не секрет, что дети часто обыгрывают волнующие их темы. В большинстве случаев это происходит спонтанно. Но факт есть факт. Коль уж такая тема всплывает, вы не сможете сделать так, чтобы ребенок от нее отказался, даже если вам она кажется скучной или утомительной, как это бывает с агрессивными или романтическими играми (или когда дитя без конца повторяет какие-нибудь непристойные слова). Но в другие моменты ребенок может игнорировать важные темы или даже исключать их из игры, а взрослый, наоборот, мог бы попробовать ввести такую тему в игру с самого начала. Но если уж вы берете на себя инициативу в игре, каждый раз вспоминайте про легкий толчок. Если тема, предложенная вами, никак не идет, обратите на нее особое внимание. Это как в пословице, бытующей среди психотерапевтов: В последнее время вы почему-то ни разу не упомянули свою маму...

Имея дело с детьми, все это выяснить гораздо проще, чем в ходе занятий со взрослыми пациентами. Наблюдая на протяжении нескольких месяцев за десятилетним мальчиком по имени Рамон, я узнал, что он плохо засыпает в своей постели. Естественно, он никогда об этом не говорил. Мы играли в подушечный бой, и в связи с этим я придумал новую игру. Я сказал, что мне нужна подушка, чтобы обнять ее и отправиться спать. Ребенок выхватил у меня подушку, а я стал понарошку кричать и плакать. Эта игра вызвала у него восторг.

Другой пример. Нэнси, девочка дошкольного возраста, не желала говорить о своем неумении пользоваться туалетом. Поэтому всякий раз, когда мы играли в дом, я заставлял своих персонажей искать туалетную комнату, в противном случае с ними случались неприятности. Как-то я играл с шестилетней малышкой и ее мамой по вечерам. Мне показалось, что женщина чрезмерно опекает дочурку, беспокоясь, как бы с той что-нибудь не случилось. Девочке хотелось сделать что-то самостоятельно, но всякий раз она вынуждена была обращаться с просьбой к матери. Это создавало напряженную атмосферу и мешало играть.

Тогда я принялся всюду следовать за девочкой, восклицая: О нет! Не ходи туда! Это очень опасно! Нельзя! Не смей надевать роликовые коньки! Я так волнуюсь, что просто не могу это видеть. Лучше я закрою глаза! При этом я в комически преувеличенном виде изображал крайнюю степень беспокойства. И мать, и дочь позабавила эта деликатная карикатура. Малышка начала играть, выказывая все большую уверенность в себе и смелость - но не чрезмерную, - потому что я продолжал вертеться вокруг нее, изображая притворный ужас. Стоило мне на минуту остановиться, как она тут же говорила: Эй, Лэрри, посмотри-ка, я ведь собираюсь прыгнуть со стула на матрац. Я тут же входил в роль и умолял ее ни в коем случае не делать этого, она же смеялась и прыгала. Конечно, с таким же успехом я мог бы просто посоветовать матери оставить дочь в покое и не опекать ее так усердно, но это могло бы привести к тому, что они обе чувствовали бы себя напряженно. Не думаю, что девочка смогла бы в этом случае так свободно играть, как это получалось у нас, и испытывать такое же сильное чувство комфорта и защищенности.

Обучение


27.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.