Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Аффективные переживания ребенка

Зина Т. учится в том же классе. Выбор для решения арифметических задач показал, что у Зины в этой деятельности проявляется адекватная самооценка. Правда, она начинает выбор с легких задач, но, увидев, что решает их легко, поднимается вверх даже через два номера, до тех пор, пока не встречается с трудной для нее задачей, после чего спускается вниз.

Поведение ее в эксперименте совершенно адекватно.

Точно так же вполне адекватно и без всяких противоречий ведет себя девочка при выборе детей для участия в соответствующей олимпиаде. Назвав детей, она сама категорически отказывается пойти на олимпиаду, мотивировав свой отказ неумением решать задачи. «Что вы, я не пойду — не умею я решать задачи, я их не так уж хорошо решаю».

Отсутствуют противоречия и неадекватность также и в области стремлений Зины к общественному положению. Девочка хотела бы быть командиром звездочки, но утверждает, что дети ее не будут слушаться и она не сможет с этой работой справиться. По тем же соображениям она отказывается пойти на соответствующую олимпиаду, а это говорит о том, что она одинаково оценивает свои возможности в менее и в более острой ситуации.

Другой ученик этого же класса, Миша К., при выборе задач для складывания фигур из кубиков по данному образцу берет трудную задачу (№ 8), объясняя: «Я посмотрю, может, сумею, я ведь не знаю, какая она, а по арифметике я хорошо задачи решаю». Не решив ее, заявляет: «Ой, это, оказывается, трудные задачи», — и сразу спускается вниз до первой задачи, говоря: «Посмотрю, какая задача первая, потом вторая, все по порядку». Не решив задачу № 2, он говорит: «Я не умею эти кубики складывать», — и отказывается дальше участвовать в эксперименте.

В этих выборах Миша проявляет вполне соответствующую своим возможностям самооценку. Сделанный им первый выбор (высокий) вполне можно объяснить его хорошими успехами по арифметике и его умением вообще хорошо решать задачи; понятным и естественным является его желание, которое он так и мотивирует — ознакомиться с тем, каковы эти новые задачи.

Такую же адекватную самооценку проявляет Миша К. и при отборе детей на олимпиады. В соревнованиях на умение складывать фигуры из кубиков по образцам он сразу отказывается участвовать, дав своему отказу вполне адекватную мотивировку: «Вы видели, как я складываю? Не умею я». На вопрос экспериментатора, хотелось ли бы ему пойти на эту олимпиаду, Миша отвечает: «Хотелось бы, но я ничего не сумею». В противоположность этому он охотно соглашается пойти на арифметическую олимпиаду, и сам называет себя в числе трех выбранных детей.

Таким образом, мы видим, что ни у Зины Т., ни у Миши К. мы не встречаемся с теми особенностями — повышенной самооценкой, повышенными притязаниями и неадекватным поведением, которые имели место у Тани.

Итак, определенные черты поведения, характерные, с нашей точки зрения, для аффективных переживаний и имеющиеся в некоторых областях у Тани, свойственны далеко не всем детям этого возраста. Да и сама Таня не всегда ведет себя одинаково.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.