Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Чтение научно-популярной литературы

Чтение научно-популярной литературы

Помимо чтения художественной литературы, огромное, решающее значение для развития учебных интересов имеет чтение научно-популярной литературы. Хотя эти книги и рекомендуются для чтения, тем не менее всем хорошо известно, что научно-популярная литература нашими учениками, особенно в младших классах, почти не читается.

Исследования Н. Г. Морозовой и ее сотрудников показали, что причина нелюбви наших школьников к чтению такой литературы заключается в неправильном построении этих книг, которые не учитывают психологии детей школьного возраста. Н. Г. Морозова нашла те условия при создании научно-популярной книги, которые обеспечивают у школьников интерес к ее содержанию. Однако в настоящее время книг, написанных таким образом, почти нет, а интерес у школьников необходимо развивать немедленно, не ожидая, пока появится достаточное количество соответственно написанной литературы.

Некоторые наблюдения и факты позволяют утверждать, что без особого труда можно приучить детей читать имеющуюся в настоящее время в довольно большом количестве научно-популярную литературу и обеспечить одну из наиболее важных линий развития учебных и познавательных интересов.

До изложения имеющегося у нас материала по этому вопросу, касающегося детей школьного возраста, приведем некоторые данные о совсем маленьких детях. С детьми в возрасте от двух до трех лет в яслях была проведена работа, целью которой было научить детей слушать рассказы, имеющие не только сюжет, но и описание зверей, местности, погоды.

Удостоверившись вначале, что дети не хотят слушать такого рода описания, с ними началась систематическая работа. Она заключалась в том, что это описание вводилось в рассказ постепенно. В первый день, например, это описание, дано было только двумя словами. Рассказывая о кролике, который искал себе пропитание, указывалось, что у него был короткий хвост. Через день к описанию кролика прибавились новые подробности и так дальше, до тех пор пока в рассказ не было включено все то описание, которое дети вначале не желали слушать. Но после такого постепенного включения дети слушали рассказ совсем иначе: они хорошо сидели, внимательно следили за рассказом, эмоционально реагировали на все описание кролика, которое сознательно было дано очень подробно. Когда через два дня в рассказе это описание было опущено, они потребовали рассказать, какой был кролик. Но дети не удовлетворились коротким, односложным ответом и потребовали рассказать все: «Еще какой? А глазки, какие?»

Точно такая же работа была проведена в отношении описания местности, погоды, жилища. Через 3 месяца такой работы дети этой группы резко отличались по умению слушать рассказы, включающие довольно подробные описания, от детей двух других групп того же возраста, тех же ясель. Надо отметить, что дети этой группы стали резко отличаться от детей других групп и по развитию речи и по общему развитию.

Аналогичная работа, только, естественно, на другом материале, была проведена и с группой детей дошкольного возраста. Дала она такие же результаты. Дети полюбили слушать рассказы, содержащие познавательный материал, к которым их постепенно приучали, научились слушать и охотно слушали все описания, которые специально вставлялись в обычные сказки и рассказы.

На основе этого опыта работы с маленькими детьми есть все основания утверждать, что и с первоклассниками возможно достигнуть таких же результатов. Конечно, работа эта кропотлива и трудна, она требует от учителя дополнительного времени, но без этого решить проблему развития учебных интересов у всех школьников не удастся. Возможны различные способы организации работы по приучению детей к чтению научно-популярной литературы. Здесь может быть и рассказывание какого-либо отрывка, и включение его в текст обычного рассказа, и чтение отрывка вслух учителем с предварительной беседой, и чтение после просмотра диапозитивов и кинофильмов.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.