Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Дети, лишенные семьи и родителей

Нельзя не учитывать и того факта, что дети, лишенные семьи и родителей, неизбежно должны были сильнее привязываться друг к другу и что возникающие между ними взаимоотношения вообще должны были занимать в их жизни большое место.

Точно так же легко можно представить,, что в детском доме Таня была любимицей взрослых: она вообще приятная и милая девочка, очень расположенная ко взрослым; она охотно вступает в контакт и устанавливает хорошие отношения с теми взрослыми, которые умеют к ней подойти; к ней можно легко привязаться и полюбить ее.

В этих условиях у маленького ребенка, живущего без семьи, лишенного того внимания, ласки и заботы, в которых так нуждаются дети этого возраста, легко могла возникнуть потребность в любви, ласке, внимании окружающих. Есть все основания предполагать, что именно такая потребность и возникла у Тани в детском доме.

Следовательно, за стремлениями Тани установить определенные взаимоотношения с товарищами и занять в детском коллективе определенное положение лежит, с нашей точки зрения, возникшая еще в детском доме потребность в любви, ласке, хорошем к ней отношении окружающих.

В материалах, полученных при изучении девочки в школе-интернате, мы находим подтверждение этому предположению. Хотя иногда, кажется, что некоторые факты этому противоречат, анализ показывает, что всюду проявляется именно эта ее потребность. Так, например, несмотря на то, что она явно хочет получить общественную обязанность командира, мы нигде не находим никаких указаний на желание Тани командовать, возвыситься над детьми, проявить себя лучше других. Таня, например, ни разу не могла ответить на вопрос о том, почему ей хотелось бы выполнять те или иные общественные обязанности. Другие дети на этот вопрос давали совершенно определенные, правда разные, ответы: «Хочется, чтобы в классе было хорошо», «Хочется помогать учителю», «Люблю следить за порядком, все организовывать», — а одна девочка (она будет описана ниже) даже заявила: «Хочу командовать, каждый человек хочет над кем-нибудь командовать».

Нам кажется понятным, почему Таня не могла ответить на этот вопрос. Девочке трудно осознать свои потребности и понять их, если верно наше предположение, что это есть потребность в позиции всеми уважаемого, любимого и нужного члена коллектива. Ей трудно осознать, например, что за стремлением получить какую-нибудь общественную обязанность (старосты, звеньевого и т.д.) лежит потребность ощутить проявление любви, уважения, получить признание.

Точно так же и в стремлении принять участие в той или иной олимпиаде, и в мотивировках выбора товарищей для совместной игры и деятельности, и в беседе об ее отношении к учению и отметкам нигде ни разу не проявилось стремление к командованию, желание властвовать; наоборот, всегда за всем этим лежат вопросы взаимоотношений, дружбы, любви.

Не проявляется у Тани и чувство превосходства, она не считает себя лучше, умнее, способнее других и вообще не очень высокого мнения о себе, хотя и завышенного по сравнению с ее возможностями. Это же проявляется и в ее отношениях с взрослыми. Тане нужно от взрослых только хорошее отношение и проявление любви к ней. Если она убеждена, что воспитатель относится к ней хорошо, ее это абсолютно удовлетворяет, она с ним не конфликтует, не ссорится, не грубит, даже когда получает от него выговор, наказание, плохую отметку и т.д. И наоборот, заслуженное наказание, недостаточно хорошая отметка и т.д. вызывают у Тани конфликты с теми воспитателями, которые, по ее мнению, не любят ее и плохо к ней относятся.

Итак, согласно нашему предположению, в результате жизни в детском доме у Тани возникла потребность в определенном отношении к ней окружающих людей.

В этот же период у нее сформировались и многие отрицательные формы поведения, не являющиеся, тем не менее, в результате специфических условий жизни в детском ломе препятствием для удовлетворения этой ее потребности.

Однако с поступлением Тани в школу-интернат многое в ее жизни изменилось. Прежде

всего, оказалась неудовлетворенной основная потребность Тани в определенном к ней отношении детей и взрослых. Это объясняется следующим. Мы уже указывали выше на две характерные черты ее поведения: это, во-первых, как бы защитная реакция, заставляющая девочку агрессивно и оборонительно относиться почти к любой попытке воспользоваться ее вещами, игрушками, услугами, а во-вторых, привычка добывать себе желаемое силой, проявляя настойчивость, активность.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.