Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Экспериментальные беседы с детьми

Положение Гали в коллективе нельзя считать хорошим. Ни разу за все время пребывания в школе-интернате Галя не имела никакой общественной нагрузки. Но она хочет ее иметь и высоко оценивает свои возможности в этом отношении. Воспитатели отмечают также, что «Галя любит командовать», «Хотела бы занимать руководящее положение», «Любит учить и указывать», хотя это ей и не удается.

Отбирая карточки с обозначением общественных обязанностей, она указывает, что хотела бы получить обязанности старосты спальни или командира звездочки. От всех других обязанностей она отказывается. Девочка мотивирует свой отказ тем, что другие обязанности либо слишком ответственны, либо слишком трудны: «У старосты класса много обязанностей, это очень трудно», «Председатель совета интерната за все отвечает, кто что сделал, а ты отвечай». В выбранных ею для себя общественных обязанностях она видит возможность командовать, другого содержания она в них не вкладывает и убеждена, что сможет с этими обязанностями хорошо справиться. «Мне хочется быть командиром звездочки или старостой спальни, — говорит она, — потому что я люблю командовать».

Эксп. А ты сумеешь справиться?

Галя. Сумею, конечно.

Эксп. Что же ты сумеешь?

Галя. Я сумею построить ребят, сказать, чтобы все сделали, пол вымыли, вещи убрали.

Эксп. Только сказать, а если не послушаются?

Галя. Старосту обязаны слушаться, я им прикажу.

И дальше в ответ на сомнения экспериментатора в ее возможностях, которые у Гали не было случая проверить, она твердо заявляет, что убеждена в том, что хорошо справится с этими обязанностями.

Не поколебалась эта уверенность и при отборе детей, которые умеют хорошо организовывать какое-нибудь дело для участия в соответствующей олимпиаде. Себя Галя назвала первой, заявив, что обязательно пойдет на олимпиаду и хорошо сумеет выполнить все, что требуется от командира.

Значит, самооценка Гали и при отборе участников олимпиады оказывается тоже высокой, устойчивой и не расходится с уровнем притязаний.

Каковы же возможности девочки в этой области? Так как Галя, в общем, не имела постоянных общественных поручений, о ее возможностях можно судить только по выполнению ею эпизодических поручений и обязанностей дежурной. Старательность и аккуратность, свойственные девочке при выполнении учебных обязанностей, проявлялись и здесь. Поручения, данные ей лично, она всегда выполняла старательно и аккуратно. Но, поскольку у нее отсутствовало умение контактировать с детьми, организовывать и убеждать их, она не могла справиться с организацией всего дела в целом: дети ее не слушались и не подчинялись ей. Например, во время дежурства ей не удавалось выпроводить их из класса, наладить порядок в классе и т.п. При совместной работе или игре она, как правило, не принимала на себя функций командира, а если даже с ее стороны и следовало какое-нибудь предложение, дети обычно оставляли его без внимания.

Итак, в данном случае мы встретились с высокой, прочной, устойчивой самооценкой и такими же притязаниями при явно низких по сравнению с ними возможностями.

Однако, несмотря на это расхождение, из всех материалов видно, что у девочки не возникло никаких аффективных переживаний в связи с ее отношением к общественным обязанностям и со стремлением занимать здесь определенное положение. В ее поведении отсутствуют характерные для аффективных переживаний колебания, противоречия, неуверенность. На вопросе о том, почему вся эта ситуация не вызывала у Гали аффективных переживаний, мы остановимся несколько позже.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.