Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Формирования личности ребенка

Исследования, решающие эти задачи, исходили из общих закономерностей, установленных для формирования личности, заключающихся в том, что обеспечить формирование тех нравственных качеств личности, привычек поведения и нравственных умений, которые должна воспитать наша школа, возможно только в специально организованной деятельности школьника, побуждаемой общественными мотивами. При этом учитывалось и то, что формирование как качеств личности, так и нравственных привычек и умений есть длительный процесс, который нуждается в специально организованных педагогических воздействиях и в активном руководстве со стороны учителя. Конкретное решение эти положения получали в зависимости от возраста учеников, от конкретных условий, в которых они обучались, и от индивидуальных особенностей того или иного ученика. Одно из исследований было проведено на школьниках первого класса.

Общие положения о формировании нравственных качеств личности, привычек и умений конкретизировались в данном психолого-педагогическом исследовании следующим образом.

1. Недостатки учебной работы некоторых маленьких школьников, проявляющиеся в отсутствии старательности, аккуратности, добросовестности, прилежания, в том, что ученики, по выражению учителей, «ленятся», рассматривались как результат неправильно сформировавшегося у них отношения к труду. Отсюда возникла задача исследования — ликвидировать этот недостаток воспитания, т.е. активно и целенаправленно вести работу по воспитанию у этих учеников привычек, умений, мотивов, чувств, необходимых для учебного труда.

2. В противоположность тому, что обычно встречается в практике школ, это воспитание заключалось в такой организации жизни и деятельности ученика, которая бы, с одной стороны, побуждала ученика трудиться, а с другой — воспитывала бы и формировала у него необходимые для учебного труда нравственные умения, привычки, чувства.

При этом за невыполненную или плохо выполненную работу ученик не наказывался, что объяснялось следующими соображениями.

К ученикам, о которых здесь идет речь, бесполезно было просто предъявлять требования выполнить какую-нибудь работу или проявить при выполнении этой работы определенные привычки, умения, качества личности, как, например, заботливость, аккуратность, старательность, ответственность. Точно также к этим учениками бесполезно, а часто и вредно было применять, как это иногда делается, такой метод воздействия, как наказание. Не обладая воспитанным отношением к труду и наличием соответственных привычек, умений и качеств личности, такие ученики, во-первых, все равно не в состоянии были бы выполнить предъявляемые требования. Во-вторых, в этих случаях у учеников, поставленных перед слишком трудной для них задачей, связанной с учебным трудом, легко могло возникнуть отрицательное отношение и к самому учению. В-третьих, наказание, направленное на исправление недостатков, не осознаваемых и не переживаемых учениками, могло повлечь за собой возникновение «смыслового барьера», который, как показано было выше, может явиться по отношению к данному ученику препятствием для любого воспитательного воздействия, наконец, ни простое предъявление требований, ни наказание не научили бы этих учеников старательности и прилежанию, не научили бы их трудиться, т.е. этим путем не была бы решена поставленная в данном случае задача.

3. Для того чтобы у ребенка, который не желает, не умеет и не старается хорошо выполнять учебные задания, воспитать привычки и навыки старательного, аккуратного, хорошего и добросовестного выполнения заданий, для того чтобы у него появилось чувство удовлетворения при хорошо выполненной учебной работе или неудовольствия при

плохо выполненной, в исследовании была сделана попытка связать в его сознании эти качества работы с его положением школьника, т.е. добиться того, чтобы они казались ученику настолько же обязательными и необходимыми, насколько является обязательным, например, вставать при ответе учителю.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.