Методик исследования школьников
Переходя к изложению конкретных методик исследования, прежде всего, укажем на то, что здесь возникли большие трудности, так как психология в настоящее время не располагает точными и объективными методами изучения личности или отдельных ее сторон.
В исследовании использовались разнообразные методы: наблюдения, беседа, эксперимент, изучение биографических данных. В процессе работы были созданы и некоторые новые приемы и методики исследования.
Надо прямо сказать, что не всегда нам удавалось найти достаточно точные способы и приемы исследования. Некоторые из использованных методик являются более точными и апробированными, другие менее удачны. Для изучения некоторых вопросов была использована только экспериментальная беседа.
Изложим методы исследования в связи с вопросами, для решения которых они применялись. При этом подробно остановимся только на тех методиках, которые требуют более подробного описания. Остальные методики и приемы исследования будут описаны в процессе изложения материала.
Первая группа вопросов относится к более полной характеристике аффективных форм поведения. Дополнительно к данным педагогической характеристики в отношении каждого испытуемого выяснялось следующее:
а) в каких случаях проявляется у ребенка неадекватная аффективная форма поведения — во взаимоотношениях со взрослыми или с детьми, с определенными детьми или со всеми; возникают ли конфликты по какому-нибудь определенному поводу или без всякой видимой причины, в связи с учением или с какими-либо другими делами;
б) в чем специфика проявления аффективных состояний каждого ребенка — проявляет ли он агрессию, негативизм, плаксивость, является ли он замкнутым, угрюмым, или его аффективные состояния проявляются в каких-либо других переживаниях.
в) когда именно у ребенка появились аффективные формы поведения, с чем было связано их появление.
Для выяснения этих вопросов за каждым испытуемым велись наблюдения и собирались дополнительные данные от учителей, родителей и воспитателей, изучалась история жизни ребенка в семье, в детском саду до его поступления в школу-интернат.
Вторая группа вопросов относится к изучению положения ребенка в коллективе. Мы указывали выше, что это изучение шло по двум линиям: с одной стороны, выяснялись личные взаимоотношения ребенка с товарищами, с другой — изучалось его положение в области деловых отношений.
13.06.2018