Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Наблюдения над поведением школьника

Наблюдения над поведением Васи дома, так же как и сведения, сообщенные сестрой и матерью о его поведении в школьном возрасте, противоречат предположению о психопатическом развитии. Вася — младший ребенок и единственный мальчик в семье. Кроме него, еще три дочери. Отец погиб на фронте. И мать и сестры очень балуют Васю, но он растет послушным, заботливым и хорошим мальчиком. Дома ведет себя спокойна, конфликтов никаких нет. Мать утверждает, что трудности в школе начались только в III классе и проявляются только в школе. Если бы не жалобы из школы, она была бы очень довольна сыном. Итак, все данные говорят против наличия в данном случае психопатического развития.

Многое при анализе говорило также и против того, что причиной недисциплинированного поведения Васи является аффект. В жизни мальчика мы не обнаружили при первом знакомстве обстоятельств, которые могли бы вызвать аффект и обусловить то агрессивное, озлобленное поведение, которое у него проявлялось. Учительница относилась к нему очень ласково и терпеливо, к нему не применялись строгие наказания или какие-нибудь особенные методы воздействия. Семья, как мы указывали, дружная, к мальчику все члены семьи относятся очень хорошо, строгие наказания в семье почти отсутствуют.

Можно было предположить, что неуспех в учении - он остался на второй год и теперь у него «двойки» по русскому письменному — вызывает этот аффект. Но насколько можно было установить из всех материалов, учение само по себе не стало для него источником каких-нибудь тяжелых переживаний и конфликтов. Из беседы с мальчиком выявилось, что он убежден в своем переходе в V класс, так как трудности у него только с русским языком. «Я учу дома правила и каждый день пишу диктанты с сестрой, стал делать уже совсем мало ошибок; я по всем, кроме русского языка, легко могу иметь «пять». В четверти у меня «четверки» и «пятерки» стоят, только по русскому письменному было «два». Мать, насколько можно было понять из разговора с ней, тоже не проявляла особенного беспокойства по поводу его «двоек» по русскому языку. «Он способный, все «четверки» и «пятерки» получает, а ошибок стал меньше делать, выправится», — заявила она в беседе. «А что в прошлом году на второй год остался, это даже хорошо. Он больной, слабенький, ему трудно было, то все «тройки» получал, а теперь «четверки» и «пятерки». Русский он выправит».

Не удалось нам найти и какие-нибудь другие источники, вызывающие у Васи аффект. Поэтому мы и остановились на предположении, что имеем здесь дело только с наличием уже сформировавшихся привычных способов недисциплинированного поведения.

Предположив, что у Васи к настоящему времени уже сформировались привычные способы недисциплинированного поведения и что в настоящее время другие причины, вызывающие это недисциплинированное поведение, отсутствуют, мы попытались изменить поведение мальчика, однако не смогли добиться каких-либо результатов. Были организованы те же воздействия, которые используют обычно в этих случаях. Мы указывали уже выше

(в I главе), что, если школьника в возрасте 12—13 лет ничто больше, кроме имеющихся у него привычек поведения, не побуждает вести себя недисциплинированно, учителю (или тому, кто взял на себя организацию данного воспитательного воздействия) удается поставить перед школьником цель — изменить свое поведение, а затем остается работа по организации его деятельности и всей жизни соответственно поставленным целям. Однако ни нам, ни учительнице не удалось даже начать разговор о его поведении. Он не хотел ни слушать, ни разговаривать на эту тему, не соглашался с тем, что плохо себя ведет и что вообще что-нибудь в его жизни и поведении следует менять; ни нам, ни учительнице не удалось наладить с мальчиком контакт.

Такой результат попыток организовать педагогическое воздействие оказался для нас неожиданным и свидетельствовал о том, что, очевидно, в данном случае наше объяснение являлось неправильным. Во всех аналогичных случаях, если у школьника действительно отсутствовали аффект и конфликтные отношения с окружающими, нам всегда удавалось добиться успеха. Эти соображения заставили нас начать поиски того, что и когда в прошлой жизни Васи могло вызвать недисциплинированное поведение мальчика, и не влияют ли эти обстоятельства еще и в настоящее время. Для этого пришлось глубже изучить мальчика, его жизнь в семье и школе, его интересы, настроения, привязанности, выяснить, к чему он стремится, что любит и чего не любит, каковы его взаимоотношения с окружающими людьми.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.