Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Об учебных и познавательных интересах

В заключение мы хотели бы очень коротко остановиться на развитии учебных и познавательных интересов, имеющих огромное значение для успеваемости.

Как показали исследования, значение их заключается не только в том, что самый процесс обучения выступает для ученика как более привлекательный, эмоционально приятный и, следовательно, более легкий, а также и в том, что интерес влияет на качество усвоения знаний. Наличие интереса способствует тому, что ученик усваивает знания не формально, а связывает приобретаемые знания с предыдущим материалом, переосмысливает с их точки зрения представления об окружающей действительности; знания становятся достоянием школьника, он начинает стремиться к дальнейшему их приобретению. В противоположность этому знания, усвоенные без интереса, легко могут стать формальными, ненужными школьнику, так как не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются школьниками, не влияют на их представление об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

Как показали исследования, во всех классах школы имеется большая группа учеников, у которых учебные интересы либо недостаточно развиты, либо вовсе отсутствуют. Таким ученикам значительно труднее учиться, чем ученикам с развитыми учебными и познавательными интересами, знания их хуже.

Таким образом, несмотря на то, что само по себе отсутствие этих интересов не приводит к неуспеваемости, вопрос о правильном развитии интересов к учению приобретает огромное значение. Но, несмотря на всеобщее признание важности этого вопроса и даже несмотря на наличие большого количества исследований, посвященных проблеме интереса, еще нет установленных психологических закономерностей, относящихся к формированию учебных интересов, необходимых для того, чтобы обеспечить в процессе учебно-воспитательной работы правильное их развитие.

Среди довольно многочисленных исследований имеется очень мало таких, которые посвящены формированию интереса к знаниям в процессе учебно-воспитательной работы и указывают способы развития интереса.

Статьи и даже исследования, посвященные обобщению опыта лучших учителей, не идут дальше описания тех или иных мероприятий или целостного учебно-воспитательного процесса. Поэтому мы располагаем только отдельными фактами, наблюдениями и некоторыми общими соображениями, относящимися в основном к внеклассной работе учителя по развитию интересов к учению.

Наблюдения над тем, как строится обучение в школе, показывают, что, несмотря на всеобщее признание учителями важности интереса, вопрос этот на практике, как правило, игнорируется. Этот упрек особенно верен по отношению к учителям начальных классов и, в первую очередь, к учителям первых классов. Огромная задача, которая стоит перед учителем начальной школы и, в частности, перед учителем первого класса — сформировать у ребенка целый ряд интеллектуальных, трудовых и поведенческих навыков, научить ребенка большому количеству новых умений — как бы заслоняет собой все остальные задачи, в частности задачу развития интереса к знаниям.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.