Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Организация контроля и самоконтроля

Организация контроля и самоконтроля

Поэтому огромное значение приобретает правильная организация контроля и самоконтроля, которая является следующим из используемых нами приемов, ведущих к той же цели, — лучшему осознанию школьниками всего того, что с ними происходит. Самоконтроль осуществляется легче всего в той же записи. Школьник сам систематически отмечает, выполнил он или не выполнил того, что решил. Между прочим, для маленьких школьников и даже для школьников 10—11 лет имеет значение, если отметки о выполнении и невыполнении отличаются друг от друга (например, разным цветом — красный и черный).

Контроль за учеником может проводиться и учителем и товарищами. Организация контроля зависит от многих конкретных обстоятельств: возраста ученика, его отношений с другими учениками. Важно только, чтобы он осуществлялся с согласия школьника и носил бы характер помощи.

Систематическая проверка и делаемая самим школьником пометка выполненных и невыполненных дел ведет также к тому, что он хорошо знает все те случаи, когда ему не удалось преодолеть ту или иную привычку и он поступал по-прежнему. Без такой ежедневной проверки школьник легко может не заметить самый факт невыполнения, что в случаях наличия прочных привычек поведения особенно затрудняет их преодоление и формирование новых способов поведения. Поэтому большое значение имеет ежедневная проверка выполнения, а для отдельных пунктов — проверка даже после каждого урока.

В процессе этой проверки во всех случаях невыполнения особое значение приобретает совместный анализ учителем и школьником всех обстоятельств, помешавших выполнению, и предотвращение возможности следующего невыполнения. Это превращает контроль в глазах ученика из простой проверки в организацию ощутимой для него и осознаваемой помощи и приводит к тому, что школьник сам начинает стремиться к такому контролю.

В этих случаях, так же, как, впрочем, и во всех случаях перевоспитания, очень важно показывать школьнику все даже очень незначительные изменения, которых ему удается добиться. Подробнее на этом мы здесь не останавливаемся, так как в I главе об этом уже говорилось.

Наконец, один из педагогических приемов, также помогающий школьникам наряду с другими приемами лучше осознавать свое поведение и происходящие с ним изменения, связан со следующими обстоятельствами.

Воспитание


16.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.