Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Повышенная самооценка во всех областях

У Гали проявилась повышенная самооценка во всех областях, которые были подвергнуты изучению (в учебной работе, в области взаимоотношений с товарищами и в ее отношении к общественным обязанностям). Девочке оказалась свойственна высокая, не соответствующая действительности оценка своих возможностей, способностей, качеств личности. В некоторых областях она проявляет очень большую самоуверенность, убежденность в своей правоте и превосходстве; в других областях это отношение к себе, хотя и остается завышенным по сравнению с ее возможностями, но уже несколько снижено. Особенно ярко и выразительно самооценка Гали проявилась в одной из проведенных с девочкой бесед. Из этой беседы видно, что Галя считает себя во всех отношениях лучше всех детей класса.

Приводим выписку из протокола.

Эксп. Тебе нравятся девочки в классе?

Галя. Нет, не очень.

Эксп. Почему?

Галя. Потому что они плохие.

Эксп. Почему они плохие?

Галя. Так мне кажется, что все они плохие.

Эксп. А ты?

Галя. Я хорошая. Мне кажется, что они плохие, а я хорошая. Мне кажется, что я лучше их. Каждому кажется, что он лучше всех.

Эксп. Нет, не каждому, многие дети говорят, что не они самые хорошие.

Галя. А я думаю, что я.

Эксп. Что ты?

Галя. Я лучше всех.

Эксп. Что значит лучше всех?

Галя. Лучше, лучше всех.

Эксп. Умнее всех?

Галя. Да, и умнее и красивее всех.

Эксп. И добрее?

Галя. И добрее всех.

Эксп. А разве у вас в классе не Таня самая добрая девочка?

Галя. Она добрая, и я добрая.

Эксп. А кто лучше, ты или Таня?

Галя. Я про себя думаю, что я.

Эксп. А девочки признают, что ты умная, добрая, хорошая?

Галя. Нет.

Эксп. А видят они это?

 Галя. Видят, конечно.

Эксп. Почему же они не признают?

Галя. Не знаю.

Высказывания Гали в этой беседе являются довольно странными и необычными. Прежде всего, удивительна та полная откровенность, с которой девочка говорит о себе, отсутствие при этом смущения и чувства неловкости. Как правило, дети этого возраста не проявляют такой откровенности. Отвечая на вопрос о наличии у них какой-нибудь положительной черты или качества, они смущаются, говорят предположительно, с оговорками, часто вообще не отвечают, утверждая: «Я не знаю, какая я, добрая или злая» (Наташа 3., III кл., «Как я могу о себе говорить, как-то неудобно» (Миша X., III кл.), «Мне кажется, что я довольно умный, не знаю как» (Вова К., III кл.), и т.д. Но еще более странным является утверждение Гали, что она во всем лучше остальных детей. Такое мнение о себе не выявилось больше ни у одного ребенка. В некоторых случаях тот или иной ребенок признавал себя в том или ином отношении таким же, как и другие дети в классе.

Типичной является беседа с Зиной Т.

Эксп. Расскажи, какая ты девочка, хорошая или плохая, умная или глупая.

Зина. Ну как я могу сама о себе сказать, какая я? Я не могу.

Эксп. Ты умная девочка?

Зина. Ничего себе, не умная и не глупая.

Эксп. А есть кто-нибудь в классе умнее тебя?

Зина. Конечно, есть, Вова, Боря, Саша.

Эксп. А ты способная?

Зина. Не очень, мне трудно дается учение.

Эксп. А можешь ты сказать про себя, что ты самая умная, или самая способная, или самая красивая?

Зина. Нет, что вы? Как это самая красивая? Сколько есть красивее меня — Наташа, Ира.

Эксп. А чем-нибудь ты лучше других?

Зина (со смущенной улыбкой). Я добрая, мне кажется.

Эксп. Добрая?

Зина. Да, я всегда жалею девочек, и котенка мне было жалко, когда он лапку сломал. У нас еще Танечка очень добрая.

Мы видели, что Галя вела себя совсем иначе. В противоположность всем детям она спокойно, без смущения и оговорок признает свое превосходство во всем и считает, что такое отношение к себе является естественным и вообще свойственно всем.

В беседе оценка Галей себя выступает наиболее ярко, но мы видели, что завышенная самооценка выявляется также любым экспериментальным приемом. Правда, как мы уже указывали, иногда Галя оценивает себя очень высоко, безоговорочно считая себя лучше и выше других, а в некоторых областях ее самооценка, хотя и является еще завышенной, но уже снизилась и начинает колебаться. Это обстоятельство можно, по-видимому, объяснить особенностью самооценки Гали. В некоторых областях она как бы полностью оторвана от реальных возможностей, от деятельности, от опыта; в других областях, в которые деятельность, опыт, общественная оценка в процессе жизни уже успели внести свои коррективы, у девочки появились и сомнения в своем превосходстве, и более адекватная самооценка. Так, например, безоговорочно высокая самооценка Гали в области ее умения и способностей командовать, организовывать, выполнять обязанности старосты связана, очевидно, с тем, что она не сталкивалась в общем с неудачами в этой деятельности, в результате чего в этой области не соответствующие ее притязаниям возможности, по-видимому, не только не осознаются Галей, но вообще ей совершенно не известны и поэтому не изменяют ни ее самооценку, ни ее притязания.

А в учении и в области взаимоотношений, т.е. именно в тех областях, в которых у Гали был реальный опыт, и ее самооценка при определенных условиях начинает колебаться, снижаться, а иногда даже становится почти адекватной.

На основании этих материалов создается определенное впечатление, что самооценка, проявляемая Галей, имеет иной характер и выполняет иную функцию, чем та самооценка, с которой мы обычно имеем дело.

Воспитание


24.04.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.