Приведем выписки из протокола занятий
Экспериментатор: Ну хорошо, если ты не можешь считать без палочек, вот тебе две палочки, которые ты будешь прибавлять. Тут (указывает на пустое место на столе) как будто лежит пять палочек, а ты две прибавь.
Вова: Да, это трудно две прибавить.
Экспериментатор: Как трудно? Ты ведь прибавлял. Одну прибавь, сколько будет?
(Вова молчит, тяжело вздыхает.)
Экспериментатор: У нас было пять палочек и одну прибавили, сколько стало?
Вова: Пять и одна — шесть.
Экспериментатор: Правильно, а еще одна?
Вова: Не знаю, я так не умею, без палочек.
Экспериментатор: Хорошо, возьми палочки. Здесь пять палочек, только я их накрою, хорошо?
Вова (сразу начинает считать): Здесь пять и одна — шесть и одна — семь. (Придвигает соответственно по одной палочке.)
После нескольких таких упражнений экспериментатор совсем не кладет палочек под лист бумаги, которым он их прикрывал. «Ну, скажи,— говорит он, — если бы тут было восемь палочек, сколько будет, если еще две прибавить?» Теперь мальчик справляется с этой задачей, несмотря на отсутствие палочек под листом бумаги.
Вова: Здесь восемь лежит и одна (двигает одну палочку второго слагаемого) — девять и еще одна — десять.
Экспериментатор: Теперь сосчитай, если бы тут лежало три палочки, а ты бы еще две прибавил, сколько будет?
(При этом экспериментатор убирает со стола и палочки и лист бумаги.)
Однако Вова еще не может считать в этих условиях, т.е. не имея возможности хотя бы видеть предметы, соответствующие первому слагаемому. Он теряется и опять заявляет: «Я так не умею».
Экспериментатор (снова кладет лист бумаги): А если бы тут четыре палочки лежало и две прибавить?
Вова: Пять (двигает одну палочку), шесть (двигает вторую), ит. д.
А еще через несколько подобных упражнений мальчик уже хорошо справляется со счетом и тогда, когда бумага убирается совсем.
Экспериментатор (указывая на пустой стол): Тут семь палочек лежит, прибавь еще две.
Вова (двигает одну палочку к тому месту, где раньше лежала бумага): Станет восемь и... девять. (Двигает вторую палочку.)
Приведем также протоколы занятий с Вовой, относящиеся к тому периоду, когда он должен был считать, не имея палочек, соответствующих и второму слагаемому. И здесь ребенок не в состоянии был сразу перейти к действию в воображаемом плане; пришлось, как мы описывали выше, совершить этот переход постепенно, сохранив сначала внешнее движение, производимое полностью, в развернутом виде, но без предметов.
13.06.2018