Психологическая характеристика
В проведенном исследовании была получена психологическая характеристика различных конкретных путей возникновения, протекания и преодоления аффективных состояний у детей с разной историей жизни и различными особенностями.
У всех изученных детей можно отметить пробелы в воспитании в дошкольном возрасте. В результате у этих детей оказалась завышенная самооценка, при отсутствии тех качеств личности, которые позволили бы им быть на уровне своих притязаний и ответить тем повышенным требованиям, с которыми они столкнулись в школе-интернате. Это нарушало нормальную, спокойную жизнь детей, мешало удовлетворению их жизненно важных потребностей и приводило к возникновению аффективных переживаний.
В трех случаях (у девочек Тани Н., Гали Т. и Нины Б.) аффективные переживания возникли на протяжении первого года их пребывания в школе вследствие того, что детям не удалось добиться высокой оценки их личных качеств, умений (в той или иной области), хорошего отношения со стороны классного коллектива, любви и уважения товарищей. К такому отношению они привыкли на предшествующем этапе своей жизни (в семье или в детском доме). Занять желаемое положение в школе-интернате девочкам мешали сформировавшиеся ранее некоторые отрицательные черты характера, неправильное отношение к людям или труду.
Неуспех в отношениях с товарищами вызвал у девочек аффективные переживания и колебания в оценке своих возможностей (у разных девочек в разных областях).
В четвертом случае, у Шурика А., аффективные состояния оказались связанными с тем, что он не мог справиться с системой тех требований, которые к нему предъявила школа-интернат, и оказался, таким образом, выведенным из того спокойного, удовлетворенного состояния, которое было у него все предшествующие годы. И в семье, и в детском саду его очень любили за спокойный, веселый, уравновешенный характер. Он был добродушен, ласков, покладист, не представлял никаких трудностей в непосредственном общении. Вместе с тем он был неловок, медлителен, неумел. Так как взрослые предъявляли к нему сниженные требования и помогали справляться со всеми его несложными обязанностями, вся предыдущая жизнь протекала у мальчика легко, спокойно и создала у него привычку без всякого напряжения пользоваться хорошим отношением и одобрением со стороны окружающих. В школе-интернате этот привычный образ жизни оказался нарушенным.
Шурик попал в ситуацию постоянных требований, с которыми он не мог справиться. Он оказался не подготовленным к обучению в школе, не владел теми навыками самообслуживания, которые были необходимы в интернате, не умел укладываться в отведенное по режиму время. Это вызывало недовольство со стороны окружающими, частые упреки и наказания.
Вся эта ситуация, порождающая постоянное переживание своей несостоятельности, и вызвала у ребенка довольно острые аффективные переживания. Теперь Шурик стал уже не только неумел и неловок, но вместе с тем у него появился и целый ряд отрицательных черт, связанных с аффективным состоянием. Он стал упрям, негативистичен, груб, озлоблен, у него возникли замкнутость и скрытность.
В пятом случае, у Жени В., аффект неадекватности возник как реакция на переоценку учителем его возможностей. До III класса Женя учился плохо и не проявлял ни старательности, ни стремления получать лучшие отметки. Но так как он был очень неразвитый, болезненный и слабый ребенок, ни мать, ни учителя не предъявляли к нему особых претензий.
13.06.2018