Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Работа с «планом»

В конце данного параграфа приводим выдержку из работы Е.Н. Устиновой-Здоровой, показывающую, как она осуществляла работу с «планом». Дается запись этой работы с двумя лучшими ученицами после прохождения материала на тему «Леса умеренного пояса».

1. Наташа А. прочла абзац о влаге и почве лесов умеренного пояса.

Эксп. Расскажи, Наташа, о чем тут сказано?

Наташа (начинает пересказывать 10 строк учебника). Растительность в умеренном поясе не испытывает недостатка во влаге. Там влаги им хватает. Минеральные частицы, которые получаются от разрушения горных пород, и перегной размываются водой. Перегноя много не образуется. Перегной вымывается водой. Почва имеет светло-серую окраску и называется подзолистой почвой. Кроме того, там есть еще болотистые почвы.

Эксп. Про что же здесь написано?

Наташа (задумывается и сразу ответить не может. Спустя некоторое время она говорит). Про почвы, которые преобладают в поясе.

Эксп. Какая основная мысль здесь выражена?

Наташа. Виды почв.

Эксп. Если бы ты, Наташа, писала план этого урока, как бы ты написала?

Наташа. Я бы написала: «Почвы умеренного пояса» или «Виды почв».

Эксп. О каких двух основных факторах здесь шла речь?

Наташа (подумала и ответила). Один фактор — количество влаги, другой — особенности данной почвы.

Затем Наташа составляет план на тему «Леса умеренного пояса» и рассказывает по плану.

2. Маргарита А. прочла абзац о влаге и почве лесов умеренного пояса. Начинает пересказывать содержание прочитанного подряд.

Эксп. Рита, расскажи, о чем здесь было сказано?

Маргарита затрудняется ответить, молчит.

Эксп. Ведь ты этот урок учила?

Маргарита. Учила.

Эксп. Значит, этот материал тебе понятен?

Маргарита. Понятен.

Эксп. Почему же ты не можешь рассказать, про что именно тут написано?

Маргарита. Я могу рассказать все подряд.

Эксп. Нет, ты не рассказывай все подряд, а скажи только, про что именно тут написано?

Маргарита (снова начинает рассказывать абзац подряд). Влаги выпадают...

В конце концов, после нескольких наводящих вопросов, Маргарите удается дать более короткий пересказ, выделив основной смысл: «Почва получается без перегноя, потому что много влаги и она вымывает из верхних слоев почвы частицы чернозема. Почва серого цвета и называется подзолистая».

Эксп. О каких двух факторах здесь идет речь?

Маргарита (только теперь смогла ответить на вопрос). О влаге и почве.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.