Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Реальная жизнь

В реальной жизни и у Гали самооценка складывалась иначе. Но так как девочка еще мала и живет замкнутой жизнью, деятельность у нее узкая (даже учитывая ее возраст), то еще имеется мало таких областей, в которых бы ее самооценка могла измениться. А поэтому не меняется и создавшаяся привычка оценивать себя во всем лучше всех. Однако в ситуации, заставляющей ее не просто повторять привычные формулы оценки себя, а действительно оценить свои возможности, она правильно, без аффекта изменяет эту оценку, вернее, очевидно, впервые начинает оценивать себя и ведет себя вполне адекватно этой оценке.

Поэтому-то наряду с имеющейся у нее привычной самооценкой живет и проявляется у нее и другая самооценка, создающаяся в результате и с учетом успехов и неуспехов в реальной деятельности или на основе реальных взаимоотношений.

Итак, мы пришли к выводу, что в самооценке Гали отсутствует основной момент, определяющий функцию самооценки и ее значение, — потребность быть на определенном уровне и оценивать себя не ниже этого уровня.

С этой точки зрения становится понятным как отсутствие аффективных переживаний, связанных с одними областями, так и возникновение этих переживаний, связанных с другими областями.

Понятно, почему аффективные переживания не возникают ни в учебной области, ни в отношении ее стремления к общественным обязанностям.

Как видно было из вышеприведенных материалов, Галя учится хотя и хуже, чем она хотела бы, но, в общем, неплохо. При этом она очень старательна и аккуратна. Учитывая плохое состояние ее здоровья и физическую слабость, а также хорошее отношение к учению, к девочке никто не предъявляет требований учиться лучше. К ней не обращены упреки, ей не читают нотаций, как это бывает в отношении многих недостаточно хорошо успевающих учеников. Другими словами, с учением у Гали не связываются неприятные переживания, в этой ситуации у нее не возникает и подлинная потребность учиться лучше.

Такая потребность обычно возникает в результате стремления достичь целей, важных для благополучия ребенка в данном коллективе. А этого у Гали нет. Точно так же понятно, почему и отсутствие постоянных серьезных общественных обязанностей не вызывает у девочки ни переживаний, ни активного стремления получить какое-нибудь поручение. Мы видели, что трудиться ей не хочется (у нее и времени нет, так как она очень долго готовит уроки, и сил мало), что ответственности она не хочет. Можно предположить, что и командовать она по-настоящему не стремится, так как, кроме заявления в беседе, это стремление у нее мало проявляется в реальном поведении.

Таким образом, в этих областях, несмотря на расхождение между самооценкой и возможностями, между самооценкой и тем, чего она фактически достигла, у девочки в силу своеобразного характера самооценки не возникли те аффективные переживания, с которыми, как правило, мы встречаемся в этих случаях.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.