Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Результаты работы

В результате этой работы в поведении Гали произошли очень большие изменения, потому что ей удалось, правда частично, преодолеть многие дурные привычки. Она научилась реже проявлять свое презрительное отношение к детям, не претендует уже постоянно на первенство во всем, часто удерживается от того, чтобы противопоставлять себя детям. Отчасти такое поведение было результатом уже перестроившегося отношения Гали к себе, отчасти же оно было только овладением своим еще не изменившимся отношением и оценкой.

Во всяком случае, в ее отношениях с новой подругой Валей не проявилась ни одна из тех черт, которые мешали ей в прошлом. Да и вообще все описанные особенности Гали в отношении других детей проявлялись все реже, реже бывали между ней и другими детьми ссоры и конфликты.

Дети начали приглашать ее для участия в играх и для совместного выполнения различных дел. Таким образом, положение Гали изменилось в двух отношениях. Во-первых, она приобрела близкую подругу; во-вторых, она не была так изолирована от всех детей, как раньше. Это принесло девочке большое удовлетворение. Вот как она сама об этом говорит.

Эксп. Как твои дела?

Галя. Вообще-то хорошо, я с девочками дружу, иногда поругаемся с Валей и опять миримся.

Эксп. Сейчас ты больше дружишь с девочками, чем раньше?

Галя. Да, больше. Мы с Валей хорошо дружим.

Эксп. А что вы делаете?

Галя. Я ей рассказываю случаи, и она мне, ходим, разговариваем. Я говорю: «Пойдем прыгать». Она говорит: «Пойдем». Что я делаю, то и она. Что она скажет, то и я. Не знаю, почему так выходит.

Эксп: Тебе так нравится?

Галя. Да, так теперь весело, хорошо, мы и с девочками играем в лапту, в прятки, салочки. Прыгаем все вместе.

Эксп. А Валя тебе нравится?

Галя. Да, очень нравится. Когда она слова плохие говорит, я ей говорю: «Хватит такие слова говорить». Она говорит: «Я не могу отучиться». Я с ней больше всех дружу.

Эксп: А как у тебя с другими девочками?

Галя. С девочками хорошо, мы уже не ссоримся.

Эксп. Помнишь, как ты относилась ко всем детям в прошлом году?

Галя. Да, я сама всех не любила, плохо ко всем относилась.

Эксп. А теперь?

Галя. Теперь у меня еще тоже характер плохой, всем указываю, сама как загоржусь. Но теперь не так часто, мы с Валей хорошо играем и с девочками не ссоримся.

Конечно, в этой области у Гали остались еще многие из тех особенностей, которые проявлялись в III классе, изменения наступили не сразу. Но как из наблюдений, так и из беседы отчетливо видно, что Галя, в общем, удовлетворена своим положением в детском коллективе. Об этом же свидетельствует и тот факт, что у нее сократились описанные выше аффективные формы поведения, что, очевидно, связано с исчезновением или значительным ослаблением аффективных переживаний.

Итак, материал изучения девочки в IV классе показывает, что изменения действительно произошли в тех направлениях, в которых, по нашему предположению, они должны были пойти, и что, следовательно, правильным оказалось и наше понимание особенностей самооценки Гали, и специфики функции самооценки в данном случае. Это же подтверждает и нашу гипотезу о причинах возникновения у Гали аффективных переживаний.

Этот случай в одном отношении сходен с первым из описанных случаев (Таней Н.): своеобразные отрицательные особенности поведения привели к тому, что девочка не смогла занять то привычное положение среди окружающих, которое она занимала до школы-интерната. Но, кроме того, изучение Гали представляет интерес и потому, что мы встретились здесь со своеобразно сформировавшейся самооценкой и уровнем притязаний, которые выполняют совсем другую функцию, чем обычно. Расхождение их с реальными возможностями и невозможность их удовлетворить само по себе не приводит к возникновению аффективных переживаний (например, в учебной и общественной деятельности). Аффективные переживания возникают только в результате того, что эта самооценка как бы провоцирует у Гали определенные формы поведения, которые нарушают контакт девочки с остальными детьми, и фактически лишают ее их общества и того отношения, в котором у нее имеется потребность.

Воспитание


21.02.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.