Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Самооценка ребенка

Самооценка Тани в учении, правда в области одного только учебного предмета — решения арифметических задач, выявлялась методикой выбора разных по трудности задач.

Данные этих испытаний показывают очень неустойчивый, хотя первоначально и завышенный, уровень притязаний и самооценку Тани. По арифметике она учится хуже, чем по другим предметам (именно по арифметике у нее встречаются «двойки»), однако первый выбор арифметической задачи она делает в группе самых трудных задач. Она выбирает задачу предпоследнюю по трудности — № 8.

Но уже при втором выборе проявляется неустойчивость самооценки. Не решив задачу № 8, она спускается к задаче № 5, хотя могла выбрать (если бы была уверена в своих силах) и задачу № 8 из параллельной серии и задачу № 7 или № 6.

При дальнейших выборах Таня спускается все время вниз. При этом важно отметить, что она берет более легкую задачу, даже после того как успешно решила предыдущую, хотя у нее и здесь была возможность выбрать тот же номер параллельной серии.

В поведении Тани в начале этого опыта при решении задач № 8 и 5 (так же как и в беседе) проявляется высокий уровень притязаний. Выбрав трудную для нее задачу, явно не умея с ней справиться, она упорно не хочет прекратить попытки ее решить, несмотря на то, что экспериментатор настойчиво предлагал ей оставить эту задачу и перейти к новому выбору.

Но характер кривой выбора — довольно быстрое и неуклонное ее снижение — говорит о неустойчивости этих высоких притязаний и о том, что она сомневается в своих возможностях.

Однако подлинная самооценка в этой области выявилась при отборе Таней детей для участия в математической олимпиаде. Таня не назвала себя в числе трех учеников, которых надо, по ее мнению, послать на эту олимпиаду. Она категорически отказывается пойти на олимпиаду и тогда, когда экспериментатор ей это предлагает.

Ее оценка своих возможностей еще в одной из областей учебной деятельности (чтении) сказалась также и при выборе ею участников литературной олимпиады. Она категорически отказывается пойти и на эту олимпиаду.

Свой отказ принять участие в обеих этих олимпиадах она мотивирует нежеланием, уверяя, что она не хочет пойти туда не только как участник, но даже как зритель.

Однако в дальнейшей беседе неадекватность исчезает. На прямой вопрос экспериментатора, смогла бы она участвовать в этих олимпиадах, не боится ли она подвести класс и т.д., Таня ответила, что она боится, потому что недостаточно знает, мало читает и арифметические задачи решает плохо.

То, что Таня не хотела пойти на обе олимпиады (арифметическая и литературная) не из-за отсутствия интереса, а из опасения оказаться не на высоте, видно не только из беседы, но также и из того, что она сама спросила, какие будут еще олимпиады, и высказала желание участвовать в тех олимпиадах, в которых она чувствует себя сильной и надеется хорошо проявить себя (спортивная олимпиада, соревнование по уборке и на умение организовать звено для какого-нибудь дела).

Таким образом, и в этих опытах выявляется, что завышенная самооценка и уровень притязаний не стойки; девочка довольно быстро начинает правильно и вполне адекватно оценивать свои возможности и успехи.

Воспитание


02.03.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.