Специальные мероприятия
В начале IV класса учительница, которая уже хорошо узнала всех детей, разобралась и в знаниях Жени. Она увидела, что мальчик с теми знаниями, которые у него имеются в настоящее время, не может перейти в V класс, и не в состоянии хорошо учиться без специальных мероприятий: нужно было ликвидировать все пробелы, научить его правильным приемам и навыкам учебной работы и т.д.
Уже к концу второй четверти IV класса было решено в V класс его не переводить, организовав при этом в индивидуальном порядке соответственную работу по ликвидации имеющихся у него пробелов в знаниях и в умственном развитии.
Естественно, что это решение снова и самым решительным образом изменило объективное положение мальчика. Учительница начала к нему относиться так же, как относились к нему учителя раньше. От него теперь ничего не ждали, не рассчитывали на него, перестали предъявлять требования, высоко оценивать, поощрять, хвалить и т.п. Даже более того, ввиду решения оставить его на второй год в IV классе и в связи с тем, что с ним велись очень серьезные индивидуальные занятия, его очень мало спрашивали на уроках и вообще мало им интересовались в процессе занятий в классе.
Новое изменение положения Жени как ученика, в свою очередь, конечно, постепенно, не сразу сказалось на его поведении.
Прежде всего, исчезли те особенности поведения, которые мы связываем обычно с аффективными переживаниями и которые послужили основанием для включения Жени в число изучаемых детей. Женя опять стал спокойным мальчиком, каким был в I и II классах. Исчезли многочисленные конфликты, ссоры и драки с товарищами. Совершенно исчезли обидчивость, плаксивость, неадекватное поведение в ответ на замечания, на плохую отметку и т.п. Очень сильно изменился также и уровень притязаний Жени в учебной деятельности и оценка им своих возможностей. Об этом свидетельствуют все материалы, полученные при изучении учебной деятельности мальчика.
Отношение Жени к учению осталось прежним: он считает учение нужным и важным делом, но по-прежнему не любит учиться и не интересуется учением.
Почти ничего не изменилось и в фактических возможностях мальчика, и в способах выполнения им учебных заданий. В течение III класса не были ликвидированы пробелы за прошлые годы, он не научился также правильнее работать. Поэтому учение для него стало еще более трудным, а, следовательно, и скучным делом.
Зато решительно изменилось положение с его успеваемостью. Мы уже указывали, что вместо поощрения и завышенных отметок, получаемых Женей в III классе, он стал неуспевающим учеником и будущим второгодником. Это положение, естественно, повлияло и на его старательность и прилежание. Он стал равнодушен к учению, часто не выполняет заданных уроков, вместо этого рисует или убегает из класса играть с малышами. Начал спокойно относиться к получаемым плохим отметкам, на уроках плохо слушает объяснения учителя, часто бывает невнимателен; занимается посторонними делами.
Таким образом, видно, что Женя спокойно, без переживаний вернулся к позиции слабого ученика, от которого не ждут хороших успехов и к которому не предъявляют серьезных требований, позиции, позволяющей ему равнодушно относиться к своим успехам, отметкам, к тому мнению, которое о нем, как об ученике, имеется у товарищей.
Да и возможность оставления на второй год не была для него нова. То, что Женя принял этот факт спокойно и отнесся к нему как к чему-то само собой разумеющемуся, видно также и из беседы. Женя рассказывает: «Не перейду в V класс, останусь на второй год в IV. Я плохо задачи решаю, сижу, сижу и все равно двойку получаю и в диктовке много ошибок делаю».
Эксп. А разве ты не мог бы догнать ребят?
Женя. Нет, мне трудно дается учение.
Эксп. А если ты постараешься?
Женя. Нет, я плохо знаю. Вот посижу еще год в четвертом и буду все знать.
Эксп. А тебе разве не обидно? Все ребята перейдут, а ты останешься в этом же классе?
Женя. А чего же обидного, я много болел, надо еще в четвертом классе подучиться. Я отдельно занимаюсь с В.Н.
Такому спокойному отношению Жени к предстоящему оставлению на второй год, очевидно, в значительной мере содействовала мать, которая разумно отнеслась к этому. Зная о его плохой успеваемости, частых болезнях, о его физической слабости, она вообще ждала этого каждый год и теперь приняла как должное и естественное.
13.06.2018