Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Ученики с сильными личными мотивами

Другой пример. Катя Б., 15 лет, ученица VII класса. В отличие от предыдущего ученика, эта школьница с отсутствием высоких общественных мотивов учения, но с хорошей успеваемостью, обусловленной очень сильными личными мотивами. С первого класса Катя учится хорошо. Она очень интересуется своими отметками, если получает за ответ оценку ниже «пятерки», всегда спорит с преподавателем, доказывает, что он к ней несправедлив, иногда плачет. В случае плохой отметки не успокаивается до тех пор, пока не исправит ее. Для того чтобы получить лучшую отметку, иногда списывает у соседа, стараясь, чтобы этого не заметили не только учитель, но и другие ученики.

С товарищами по классу заносчива и высокомерна. Презрительно отзывается обо всех плохих учениках. Стремится игнорировать общественные обязанности, заявляя, что ей некогда, так как она должна готовить уроки. Никогда не помогает товарищам, мотивируя это тем, что должны сами понимать. Ни с кем в классе не дружит.

Такая позиция сложилась у девочки под влиянием родителей, у которых связаны с дочерью честолюбивые мечты — видеть ее всегда на первом месте, во всем преуспевающей. Они считают девочку очень способной, особенной, не находят ей равных. Учение является для них средством осуществления их мечтаний и надежд. У родителей с дочерью имеется тесный контакт. Ей передается их отношение к учению, к людям и к ней самой.

В беседе, проведенной специально для того, чтобы понять, каково отношение этой школьницы к учению, выяснилось, что эта девочка, так же как и Витя П., не видит в учении общественного смысла и относится к нему как к своему личному делу. С ее точки зрения, те школьники, которые не стараются учиться, не понимают собственной пользы. Она совершенно не заинтересована в том, чтобы остальные ученики тоже учились хорошо, чтобы в классе не было неуспевающих. «Меня не касается, кто, как учится, это их дело. Не стану я тратить время и помогать девочкам: не могут и не надо», — заявляет она.

Ей чужды те высокие общественные мотивы, благодаря которым учение воспринимается школьниками как важное общественное дело, которое необходимо не только данному школьнику, но и всему обществу и которое побуждает их помогать товарищам, интересоваться их успехами, заботиться о них.

У этой ученицы гораздо определеннее, чем у Вити П., сформировались уже отрицательные черты личности, которые во многом являются следствием неправильно сложившегося отношения к учению.

Таким образом, хотя здесь конкретная причина, побудившая школьницу занять в своем коллективе особое положение и противопоставить ему себя, была совсем иная, чем у Вити П., и в том, и в другом случае мы имеем дело с неправильно развившимися общественными мотивами учения. В этом случае, как и в предыдущем, единственно правильный педагогический путь заключается во включении этой ученицы в коллектив, и изменении той позиции, которую она заняла в классе.

Воспитание


17.01.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.