Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Вознаграждение как стимул

Вознаграждения могут быть мощным стимулом, о чем бы ни шла речь: о продавце, выполнившем план продаж, сдельщике, получившем плату за услуги, студенте, старающемся ради хороших оценок, или человеке, принимающем участие в конкурсе. Смысл очень прост:

- Дабы вознаграждение стало стимулом, человек должен быть в нем заинтересован.

В школе желание получить хорошую оценку может подтолкнуть ученика к тому, что он будет более внимательным, сосредоточенным, будет выполнять всю домашнюю работу и т. п. Однако в школах полно учеников, полагающих, что высокие оценки не так уж и важны. Оценки вовсе не являются их «качественным миром», выражаясь термином Уильяма Глассера. Проще говоря, оценка совсем не выступает для них стимулом. Осознание этого факта помогает понять, почему некоторые ученики не прикладывают вообще никаких усилий для повышения оценок.

Конечно, здесь стимулом должно выступать обучение, а не оценки. В классическом труде «Процесс обучения» Джером Брюнер писал: «В идеале первоочередным стимулом к обучению должна стать заинтересованность в изучаемом материале, а не такие внешние цели, как отметки или последующие конкурентные преимущества» и «основная цель должна заключаться в том, чтобы помочь ученику справиться с успехами и поражениями - не в форме вознаграждений и наказаний, а в виде информации к размышлению».

Если высокая отметка или другая награда не представляет важности для человека, она вряд ли станет для него стимулом. Проще говоря, любые вознаграждены выступают в качестве эффективного стимула, только когда человек достаточно заинтересован в том, чтобы двигаться к поставленной цели. Следующая история рассказанная мне одним директором школы, - яркий тому пример:

Папа давал своему сыну-пятикласснику в качестве вознаграждения 5 долларов за каждую четвертную «пятерку». В первой четверти ребенок, получив восемь «пятерок», «заработал» 40 долларов.

Когда закончилась вторая четверть, отец очень огорчился, увидев в дневнике одну «пятерку» и две «четверки» - остальные были «тройки».

Я пригласил к себе отца с сыном. Первое, что я спросил у мальчика:

- Почему в этой четверти твои оценки так резко испортились?

- Мне не нужны были деньги, - сразу ответил он. Папа медленно сполз со стула...

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.