Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Вознаграждения

Вознаграждения могут послужить реально эффективным стимулом, только если человек проявляет в них искреннюю заинтересованность. Вознаграждения не развивают в детях моральных или этических качеств, поскольку никак не связаны с изменением восприятия или приверженности. Вознаграждения подстегивают соперничество, а не сотрудничество и приводят к пагубным результатам, а не к установлению и поддержанию дружеской и доброй атмосферы в семье. Используя вознаграждения и наказания в качестве основной мотивационной стратегии, вы учите людей принимать решения, исходя лишь из чьей-то чужой реакции. Вы укореняете в сознании человека практику принятия решений, основывающуюся только на том, что на это скажут и сделают другие. Основная идея сводится здесь к следующему:

- Речь идет не о том, что хорошо для тебя, а о том, как среагируют окружающие.

Существует масса объяснений и причин, по которым наказание никогда не приведет к развитию ответственного поведения у молодых людей:

маленький ребенок или подросток вовсе не является взрослым человеком в более молодом теле;

причинение боли ребенку в обучающих целях или причинение вреда подростку с целью объяснить ему, что нечто идет вразрез с тем, что мы знаем о человеческом мозге и его способности к обучению;

наказание скорее приносит удовлетворение тому, кто его применяет, нежели изменяет поведение того, кто его получает;

наказание приводит к проявлению враждебных взаимоотношений и сопротивлению и возможно, самое важное: наказания никогда не приводят к такому же эффективному результату, как моделирование возможных последствий или плана изменения поведения.

Практически во всех случаях мера вознаграждения и наказания должна всегда усиливаться в целях поддержания результатов на необходимом уровне. Все больше вознаграждений должно предлагаться (или, напротив, все больше угроз или санкций должно применяться), чтобы заставить ребенка продолжать вести себя так, как того желает манипулятор. По мере взросления мышление, ориентированное только на вознаграждения или наказания, начинает не просто все больше сопротивляться, но и давать все более слабые результаты. Все, кто воспитывает подростков, знают, что с каждым разом становится все сложнее манипулировать подростком, которого все меньше интересуют незначительные вознаграждения и все больше интересует одобрение не со стороны родителей, а со стороны сверстников.

Большинство детей легко соблазнить при помощи интересной для них формы вознаграждения, однако существуют дети, которым легче принять и пережить наказание, нежели потратить время и силы на принятие сложных решений и проявление самоконтроля. В обоих случаях система вознаграждений и наказании подталкивает детей к самому простому выходу из положения - зачастую за счет их собственного взросления и развития. Вместо того чтобы пробудить в детях ответственность, мы учим их тому, что временная уступчивость и податливость поможет им соскочить с крючка.

Хотя вознаграждения и наказания могут направить ребенка в нужном направлении, зачастую они имеют весьма серьезные последствия, проявляющиеся по мере взросления ребенка, не имеющего достаточного опыта принятия решений. Родители не находятся рядом в тот момент, когда под давлением сверстников дети начинают курить, экспериментировать с наркотиками или делать целый ряд других небезопасных и деструктивных вещей. Подобное поведение приводит к проявлению стресса не только у родителей, но в долгосрочной перспективе и у самих детей.

Воспитание


28.02.2017
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.