Babyco.ru — проект о воспитании и развитии творческих способностей ребёнка
1 2 3 3

Жизнь ребенка до школы

Несмотря на то, что по некоторым причинам оказалось невозможным изучить жизнь Гали до школы-интерната так же, как это мы делали в других случаях, все же то немногое, что удалось выяснить, позволило предположить, каким образом сформировалась самооценка, имеющая у Гали такие своеобразные черты, а также понять, какова ее функция.

На основании материалов мы предположили, что дело происходило следующим образом.

Галя живет вдвоем с психически больной матерью, которая боготворит девочку. Несмотря на то, что Галя воспитывалась все время в детских учреждениях, она очень много общалась с матерью и продолжала общаться, живя в школе-интернате. Мать находит бесконечные поводы для посещения Гали. Кроме того, девочка часто болеет и поэтому проводит очень много времени дома. Близкое общение с матерью отчасти объясняет странную самооценку Гали. Галя на все (и на себя, и на окружающих людей) смотрит глазами матери.

Мать (которая, как мы уже указывали, является психически больной) чрезмерно балует Галю, выполняет любую ее прихоть и желание. Но самое главное заключается в том, что она убеждена и сумела внушить девочке, что Галя во всех отношениях лучше всех детей.

Окруженная с самых первых дней такой атмосферой преклонения, все время ощущая себя единственной, самой хорошей, Галя сама начала оценивать себя так же, как ее оценивает мать, и считает такое отношение к себе естественным. Она привыкла жить в такой атмосфере, привыкла получать такую оценку от матери, привыкла и сама считать себя самой хорошей, умной, способной и т.д. Эта привычка выражается в том, что даже без соотношения с практикой, без проверки себя в деятельности она как бы уже заранее знает, что всегда и во всем она будет лучше других. Галя считает, что такое отношение к самому себе свойственно вообще всем детям и даже взрослым. И это понятно, если учесть, что такое отношение к себе создавалось у Гали как нечто естественное и привычное.

По нашему предположению, самооценка Гали — это привычное представление о себе, являющееся результатом привычной формулы: «Я всегда во всем самая лучшая». За ее самооценкой не лежит реальная потребность оценивать себя привычным образом, а за ее притязаниями — потребность получать эту привычную оценку от других. Такая потребность возникает, как правило, в результате успехов или неуспехов в деятельности, а также на основе оценки, получаемой от окружающих людей в процессе общения с ними. Самооценка же Гали, как мы видели, оторвана от всего этого и является как бы внушенным ей матерью представлением о себе и переживанием себя вне всякой связи с действительностью.

На этом основании можно предположить, что в данном случае имеет место какая-то иная самооценка и иной уровень притязаний, неудовлетворение которых и расхождение с реальными возможностями вызывают обычно у ребенка аффективные переживания.

Во многих областях самооценка Гали еще не сталкивалась с действительностью, у нее не было повода проявить свои умения и знания, не было также повода для притязаний во многих областях. Обычно у ребенка в таких областях и не создается ни притязаний, ни самооценки, у Гали же, как мы видим, под влиянием отношения к ней матери уже заранее и по отношению к любой области создалась самая высокая самооценка. Но именно потому, что это отношение к себе возникло у девочки вне реальной деятельности, вне общения с товарищами и взрослыми людьми (за исключением матери), оно и не связывалось ни с реальной позицией, ни с подлинными потребностями.

Воспитание


13.06.2018
Copyright © 2010—2013 Babyco.ru — проект о развитии способностей вашего ребенка.